Можно ли на Ивана Купала 7 июля 2024 работать в огороде

 

Можно ли на Ивана Купала 7 июля 2024 работать в огороде

В воскресенье 7 июля 2024 года отмечается  Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвящённый, по мнению исследователей, летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

По времени и названию совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и берёт своё название: так как имя Иоанна — Креститель, с греческого буквально переводится купатель, погружатель в воду. В календарном цикле симметричен Рождеству, с которым связывается в библейских и богослужебных, нравоучительных текстах. Иван Купала и Петров день некоторыми исследователями считаются единым праздником летнего цикла.

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

В нашей статье мы подробно расскажем, можно ли работать на огороде 7 июля 2024 года в праздник Ивана Купалы.

Можно ли на Ивана Купала 7 июля 2024 работать в огороде

Церковный праздник такого ранга (двунадесятый) всегда имеет свои традиции и строгие запреты, среди который обычно люди выделяют самый главный — запрет на работу. К празднику готовились заранее и целью этой подготовки было заблаговременное выполнение срочной работы с тем, чтобы в сам праздник посвятить больше времени общению с Богом.

Сегодня принято посещать праздничные литургии, молиться, ставить свечи за здравие, подавать милостыню. На Ивана Купалу также запрещалось посвящать день работам как по дому, так и в огородах.

Стоит отметить, что церковного официального запрета на работу сегодня нет, однако люди из уважения к празднику придерживались этого запрета и никто не работал.

Согласно лунного календаря сегодня, 7 июля 2024 года, также день малопродуктивен для работы в саду и огороде, поскольку Луна находится в фазе убывания.
Однако, можно проредить посевы моркови и свеклы. А еще позаботиться о винограде: подкормить его, полить, обработать от болезней и вредителей.

Помимо запрета на работы сегодня существовал строгий запрет на пользование острыми и режущими предметами и инструментами, в день Ивана Купалы строго запрещалось иметь дело с деньгами — никаких расчетов сегодня не проводили, не брали в долг и не возвращали их, не одалживали денег.

 

Что запрещается делать на Иван Купала 7 июля

В день на Ивана Купала есть и запреты, которых стоит придерживаться:

  • Детям нельзя подходить к воде на Иван Купала.
  • После восхода солнца запрещено купаться в водоемах — может на дно утащить водяной или русалки.
  • С 6 на 7 июля категорически нельзя подходить к воде беременным, маленьким детям, а также старикам — нечисть, оживающая в этот день овладеет сознанием слабых организмов.
  • Нельзя брать и отдавать долги, а также поднимать с пола чужие деньги — не будет достатка весь год.

Мистический день Ивана Купала не запрещает работы на дачном участке, но их лучше провести за день до праздника 6 июля. А 7 июля отдыхать, собирать травы и наслаждаться летним днем.

Обряды и поверья

В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня к празднику сохранялся до начала XX века.

По мнению В. К. Соколовой, среди восточных славян в наиболее «архаичной» форме праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX веке они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (Троицу, Петров день). Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодёжь веселилась, пела и плясала у костра. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе. В этот день «опахивались сельские дороги, чтобы „сваты скорее приезжали“, или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался».

В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы прекращали петь веснянки. У восточных и западных славян существовал запрет есть вишню до этого дня. У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

Известен обычай публичного осуждения и осмеяния на Ивана Купалу (также в Юрьев день и на Троицу). Критике и осуждению подвергаются обычно жители своего или соседнего села, нарушавшие в течение прошедшего года общественные и нравственные нормы. Это общественное осуждение звучит в украинских и белорусских песнях, содержащих мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл. Осуждение и насмешки высказываются публично и служат регулятором общественных отношений.

Известны украинские и малопольские поверья, отождествляющие светлячков с душами людей. Эти представления сближают светлячка с бабочкой, которая у болгар называется также, как и светлячок: «вещица» — ночная бабочка, светлячок, определяющие их как ведьму.

По представлениям гуцулов после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии. «И тогда между тёмным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю. И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника», после чего, как говорят «громы становятся не бойными».

А. Н. Веселовский, указывает о схожести славянских обычаев Иванова дня и греческих обычаев дня Ильи-пророка (Ильи Громовника).

 

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ФанКино
Добавить комментарий