Праздник Вербное Воскресенье 28 апреля 2024, суть, почему нужно ударить друг друга вербой

 

Вербное воскресенье Иисус

Когда вербное воскресенье в 2024 году

Вход Госпо́день в Иерусали́м  — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста, попадает на 28 апреля 2024 года. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. В православии входит в число двунадесятых праздников.

Праздник имеет несколько названий:

  • Неделя вайи,
  • Вербное воскресенье,
  • Пальмовое воскресенье.

В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава 1073 года.

Легенда о вербе

Согласно этиологической легенде, некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с Матерью-Землёй о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу.

Описание в Евангелии от Матфея

Евангелие от Матфея повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу.

Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями:

«осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!».

В этом событии Матфей видит исполнение пророчества Захарии:

«Ликуй весьма, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на осле, на молодом осле, сыне ослиц».

В отличие от других евангелистов, Матфей неправильно понял синонимический параллелизм этого стиха, посчитав, что Мессия восседает сразу на двух животных.

В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять Его, опасаясь народа.

После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и Он исцеляет их.

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение вербного воскресенья

Праздник показывает признание Иисуса Мессией (Христом). Вход Господень в Иерусалим также является символом будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме. Кроме того, по мнению Амвросия Медиоланского, он имеет связь с предстоящими Страстями Христовыми, так как Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть на праздник Пасхи.

В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и евреи ожидали появления национального лидера («царя иудейского»), который освободит Иудею от иноземного владычества. Согласно преданию, Мессия — Спаситель Израиля — должен прийти в пасхальную ночь.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно и, как было принято при встрече чтимых лиц, устилает дорогу перед Ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями. Иисус, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает в город на осле — животном, которое очень ценилось на Востоке, — в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах.

Вербное воскресенье, история праздника

История праздника

Упоминание о празднике в IV веке встречается у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского. Также его изображения находят на саркофагах IV века. С конца VII — начала VIII веков в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм). Предполагается, что впервые праздник был учреждён в Иерусалиме.

 

Праздник отмечают православные, члены древних восточных церквей, католики и многие протестанты.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

Пост в вербное воскресенье, что можно есть

Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье — рыбы, что определяло состав традиционного праздничного стола.

Православный календарь

В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица.

В традициях Русской православной церкви богослужение совершать в облачениях зелёного цвета. Все песнопения из Триоди постной, а воскресные из Октоиха отменяются. От воскресной службы сохраняются только:

  • полная Первая кафизма на великой вечерне,
  • великий прокимен «Господь воцарился, в лепоту облечёмся» с тремя стихами,
  • целование Евангелия с иконой праздника после полиелея,
  • возглашение «Свят Господь Бог наш» после канона утрени.

Также в этот день может употребляться и Минея, если случится Благовещение Пресвятой Богородицы или престольный праздник, который на этот же праздник переносится и с понедельника, со вторника, со среды и с четверга Страстной седмицы. Богослужение очередному святому с этого календарного дня должно заранее переноситься на повечерие одного из предыдущих будничных дней святой Четыредесятницы.

Во время всенощного бдения праздника Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляют святой водой. Выделяется первая стихира на «Господи воззвах…» великой вечерни:

Днесь благодать Святого Духа нас собра, / и вси вземше крест Твой глаголем, / Благословен Грядый во и́мя Господне, / осанна в вышних.

После Евангелия во время чтения 50-го псалма «Помилуй мя Боже…», на средину храма ставится корзина с вайями (вербами). Священник троекратно кадит вайи, возглашает молитву «Господи Боже наш, седяй на херувимех…», и может окропить их святой водой. Когда монахи и прихожане целуют Евангелие, игумен раздаёт им вайи со свечами. Хор при этом поёт на второй глас:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Днесь Христос входит / во град Вифанию, на жребяти седяй, / безсловесие разрешая язык злейшее, / древле свирепеющее.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они, по вере во Христа, победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Народная традиция слегка ударить друг друга вербой. Для чего.

Народная традиция слегка ударить друг друга вербой. Для чего.

В России был распространён обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая:

«Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сладости. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет:

  • «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил»,
  • «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья»,
  • «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут»,
  • «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»,
  • «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд»,
  • «Не верба бьёт, а старый грех».

Предлагаем вам выбрать открытку и бесплатно скачать  на нашем сайте, чтобы поздравить своих родных и близких с праздником.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *