Антипасха 12 мая 2024 (Фомино воскресенье): значение праздника

 

Антипасха (Фомино воскресенье)

Антипасхой называют второе воскресенье после Пасхи (в 2024 году оно выпадает на 12 мая), что можно понять, как «вместо Пасхи». Этот день завершит Светлую седмицу. В конце Литургии закрывают царские ворота, с вечера возобновляют чтение Псалтири. Верующим снова с новой силой нужно вспомнить Светлое Христово Воскресенье.

Антипасха: история и значение праздника

Антипасхой ещё иногда называют Фомино воскресенье, а всё потому, что в этот день вспоминают события, произошедшие с апостолом Фомой на восьмой день после воскрешения Христа.

Фома был одним из двенадцати апостолов. Его ещё называли Близнец. Когда Иисус впервые явился к Своим ученикам, Фомы с ними не было. Апостолы рассказали Фоме о том, что видели Господа, но он не поверил, сказав им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Но через восемь дней после воскрешения, когда ученики вместе с Фомой находились в доме, к ним явился Господь. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал перед апостолами и сказал: «Мир вам!». А потом обратился к Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!», а Иисус продолжил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Многие осуждают Фому за то, что он не поверил, узнав о воскрешении Иисуса, хотя при земной жизни Господь неоднократно говорил о том, что это случится. Фома не поверил апостолам, хотя они были его друзьями. Фома не поверил, хотя видел, что Христос воскресил четырехдневного Лазаря.

Фому можно понять. Ведь иногда так хочется какое-то чудо увидеть своими глазами. И нет в этом желании ничего плохого. Господь его не укоряет! Известны подобные случаи в житиях святых. Например, великомученик Пантелеимон с похожей молитвой обратился к Господу в юности. Его отец был язычником, а мать – христианкой. Он знал и то, и другое, но не был утвержден ни в том, ни в другом. Пантелеимон был хорошо образован. Отец отдал его в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину обучить сына врачебному искусству.

 

Однажды Пантелеимон шел по дороге и увидел ужаленного змеей мёртвого ребенка. И сама змея была рядом. Тогда он обратился к Богу с такой молитвой: «Господи, если Ты есть, если христианство – это Истинна, то пусть этот ребенок сейчас воскреснет, и я уверую». И этот мальчик воскрес, а змея на глазах будущего великомученика лопнула. И после этого Пантелеимон уже никогда не говорил: «Хочу посмотреть!».

Фоме тоже нужно было живое, материальное свидетельство чуда. И Господь явился ему и позволили до Себя дотронуться. И в этом – великая надежда для тех, у кого не хватает духовных сил, чтобы верить без доказательств. Всем нам нужно чаще вспоминать слова Господа: «блаженны невидевшие и уверовавшие».

Фомино воскресенье или Антипасха – это Пасха, которая когда-то обязательно наступит и для неверующих.

Традиции празднования

Первое упоминание об Антипасхе можно найти в антиохийских «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день – в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).

В древней Церкви на литургии Великой субботы или собственно Пасхи осуществлялось крещение неофитов. Восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их только в Антипасху. Скорее всего, помня эту традицию первую пасхальную седмицу называют Светлой.

В славянской традиции этот день получил название Красная горка. Праздновали его весело и с размахом. В Фомино воскресенье, впервые после Великого поста разрешены венчания в церкви. Поэтому на Руси к этой дате старались приурочить свадьбы. Верили, что заключенные в этот день браки, будут крепкими и счастливыми. Пары, которые в этом году поженились, односельчане ходили поздравлять.

Люди собирался на больших улицах и площадях и кликали весну. Водили хороводы и пели песни. Женщины ровно в полночь проводили обряд «Опахивание села», чтобы защититься на весь предстоящий год от бед и несчастий. А ещё было принято жечь священные костры на холмах и поминать усопших.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *