На этой странице публикуем вопросы и ответы для Татарстана
С 1 по 8 ноября 2024 года идет Международная акция под названием «Большой этнографический диктант».
«Большой этнографический диктант» представляет собой образовательную инициативу, нацеленную на ознакомление с культурным наследием различных народов, обитающих на территории России, а также на оценку уровня этнокультурной осведомленности. Данный проект организует Федеральное агентство по делам национальностей.
Задания для диктанта представлены в формате тестирования. В диктанте содержатся 30 вопросов, 20 из них это общие, а 10 посвящаются регионам проживания участников. За границей будут доступны вопросы о местах, связанных с Россией. На выполнение диктанта отводится время в 45 минут. Наивысший возможный балл за успешное выполнение всех заданий составляет 100.
Смотреть ответы на 20 общих вопросов основной части БЭД (первая версия) 2024.
Смотреть ответы на 20 общих вопросов основной части БЭД (вторая версия) 2024.
- Ответы на Большой этнографический диктант 2024 для Татарстана
- 1. Первопоселенцами Волго-Уральской историко-этнографической области были племена:
- 2. Каратаи — это уникальная этнографическая группа, проживающая в нескольких селах Камско-Устьинского района Республики Татарстан, представители которой считают родным языком татарский и исповедуют православие. Этнографической группой какого народа являются каратаи?
- 3. Основу традиционного костюма народов Казанского Поволжья составляла туникообразная рубаха. Во второй половине XIX века ее стали шить и из фабричных тканей, и продолжали использовать домоткань (холст, который производили в домашних условиях). Какое сырьё использовали для изготовления домашнего холста, из которого шили рубахи?
- 4. В дореволюционной России «черемисами», что означает буквально «живущие в болоте» официально называли:
- 5. Лапти носили все жители деревень Казанского Поволжья, независимо от национальности, пола и возраста. Они были основной и самой доступной будничной и праздничной летней обувью, а у самых бедных крестьян — и зимней. Лучшим материалом для плетения лаптей было:
- 6. «Чай они пьют очень густо, и без него не могут терпеть ни один день. Самовар у них постоянно находится на столе: иной день они пьют до пяти раз. Мне от многих приходилось слышать, что у них без чая болит голова…» О каком народе писал Н. B. Никольский, этнограф и историк, профессор Казанского университета (1878 — 1961 гг.)?
- 7. Одним из видов помочей (взаимовыручки) и особых праздником у татар были «каз омэсе», устраивавшиеся для быстрой заготовки впрок мяса домашней птицы (обработки свежезаколотых гусей и уток). Кто участвовал в «каз омэсе»?
- 8. Какой марийский праздник знаменует собой наступление лета и сочетает в себе обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, культом растительности и семейно-брачными отношениями?
- 9. В селе Ташкирмень Лаишевского района РТ в день этого праздника у кряшен существовала такая традиция: сначала люди шли к березе и украшали ее (вешали венки и ленточки), собирали букеты, и затем отправлялись в церковь. После службы шли на священную гору, которую, согласно традиции, нужно было обежать три раза, после чего быстро спуститься вниз. Этот ритуал символизировал, что все горести и беды остаются позади. О каком празднике идет речь?
- 10. Одним из наиболее распространенных художественных рукоделий была вышивка. Сфера применения вышитых изделий была широка: предметы интерьера, постельные принадлежности, детали костюма, предметы религиозного культа. Какие мотивы не были распространены в татарском орнаменте?
Ответы на Большой этнографический диктант 2024 для Татарстана
1. Первопоселенцами Волго-Уральской историко-этнографической области были племена:
- Тюркские
- Славянские
- Финно-угорские
Правильный ответ: Финно-угорские
2. Каратаи — это уникальная этнографическая группа, проживающая в нескольких селах Камско-Устьинского района Республики Татарстан, представители которой считают родным языком татарский и исповедуют православие. Этнографической группой какого народа являются каратаи?
- Чувашей
- Ταταρ
- Мордвы
- Марийцев
Правильный ответ: Мордвы
3. Основу традиционного костюма народов Казанского Поволжья составляла туникообразная рубаха. Во второй половине XIX века ее стали шить и из фабричных тканей, и продолжали использовать домоткань (холст, который производили в домашних условиях). Какое сырьё использовали для изготовления домашнего холста, из которого шили рубахи?
- Хлопок
- Лён
- Шерсть
- Лыко
Правильный ответ: Лён
4. В дореволюционной России «черемисами», что означает буквально «живущие в болоте» официально называли:
- Чувашей
- Марийцев
- Удмуртов
- Мордву
Правильный ответ: Марийцев
5. Лапти носили все жители деревень Казанского Поволжья, независимо от национальности, пола и возраста. Они были основной и самой доступной будничной и праздничной летней обувью, а у самых бедных крестьян — и зимней. Лучшим материалом для плетения лаптей было:
- Липовое лыко
- Кора дуба
- Корни березы
- Прутья ольхи
Правильный ответ: Липовое лыко
6. «Чай они пьют очень густо, и без него не могут терпеть ни один день. Самовар у них постоянно находится на столе: иной день они пьют до пяти раз. Мне от многих приходилось слышать, что у них без чая болит голова…» О каком народе писал Н. B. Никольский, этнограф и историк, профессор Казанского университета (1878 — 1961 гг.)?
- Русских
- Поволжья
- Чувашах
- Казанских татарах
- Удмуртах
Правильный ответ: Казанских татарах
7. Одним из видов помочей (взаимовыручки) и особых праздником у татар были «каз омэсе», устраивавшиеся для быстрой заготовки впрок мяса домашней птицы (обработки свежезаколотых гусей и уток). Кто участвовал в «каз омэсе»?
- Девушки
- Пожилые женщины
- Дети
- Родственники
Правильный ответ: Девушки
8. Какой марийский праздник знаменует собой наступление лета и сочетает в себе обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, культом растительности и семейно-брачными отношениями?
- Питрау
- Каравон
- Семык
- Балтай
Правильный ответ: Семык
9. В селе Ташкирмень Лаишевского района РТ в день этого праздника у кряшен существовала такая традиция: сначала люди шли к березе и украшали ее (вешали венки и ленточки), собирали букеты, и затем отправлялись в церковь. После службы шли на священную гору, которую, согласно традиции, нужно было обежать три раза, после чего быстро спуститься вниз. Этот ритуал символизировал, что все горести и беды остаются позади. О каком празднике идет речь?
- Троица
- Питрау
- Уяв
- Пасха
Правильный ответ: Троица
10. Одним из наиболее распространенных художественных рукоделий была вышивка. Сфера применения вышитых изделий была широка: предметы интерьера, постельные принадлежности, детали костюма, предметы религиозного культа. Какие мотивы не были распространены в татарском орнаменте?
- Растительный
- Геометрический
- Антропоморфный
- Солярный
Правильный ответ: Антропоморфный