Кто и во сколько щедрует на Старый Новый год 2024

 

Традиция колядовать, щедровать и посевать пришла к нам из древности – со времен язычников. Это одно из любимых занятий и развлечений как взрослых, так и детей. Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям.

Это весело, интересно, можно насобирать немного денег и вкусностей. Но перед тем как совершать обряды, следует разобраться, как правильно это делать, когда ходить колядовать, щедровать и посевать.

Для каждого из них есть своя дата и свои традиции. В нашей статье мы подробно расскажем когда и как щедруют в России в 2024 году.

Кто щедрует на Старый Новый год 2024

Очень часто можно услышат вопрос: кому можно щедровать 13 января? Делают это девочки, однако современная практика показывает, что сейчас это делают и девушки, и парни (как и колядуют, впрочем).

Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд. Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок.

Говорят, что с первым посевающим на Старый Новый год в дом «входит» счастье. Девочки не могут его «принести» в это время, поэтому ждут исключительно особу мужского пола.

Традиция праздника

По традиции в ночь с 13 на 14 января празднуют «Щедрый» или Васильев вечер. Это праздник совпадает с празднованием Старого Нового года.

Щедрый вечер — народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года.

У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер, в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень.

Празднование его происходит от древнего дохристианского обычая. А по христианскому календарю — это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Относящиеся к нему занятия и поверья носят некоторые символические черты и отличаются строго хозяйственным характером:

  • в этот день приучают к езде и работе молодых лошадей и быков, окропляют их святой водой;
  • ловят воробьев, сжигают их на огне и собирают пепел, который бросают весной в запаханную землю вместе с зёрнами, чтобы «воробьи не нападали на посевы конопли, проса и тому подобное»;
  • остатки соломы от обрядовых костров дают свиньям, чтобы те «хорошо плодились», или обвязывают ей стволы фруктовых деревьев, приговаривая при этом: «щедрого вечора тобі: чи будеш нам родити, чи ні?»;
  • мимически и символически пашут землю, сеют и так далее.

Утром 13 января начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую. В отличие от постной (на Коляду), ее можно заправлять скоромниной (мясом и салом).

На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол).

Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих. Вечером готовится трапеза, состоящая в основном из выпечки.

 

По окончании приготовлений к «щедрому» вечеру хозяин садится за стол, а дети покидают на время комнату.

Затем дети входят в хату и спрашивают: «а где ж наш батько?», хозяин прячется за кучу пирогов и в свою очередь спрашивает их: «чи ви мене не бачите?» Дети дают отрицательный ответ, на что отец говорит: «Дай Господи, щоб ви ніколи мене не бачили» — иными словами, чтобы в их доме всегда было такое же богатство съестного, как в «щедрый» вечер.

У белорусов «щодрыми вечерами» называются все вечера от Рождества до Крещения. Женщины не прядут в эти дни, ссылаясь на распространенные среди них рассказы о каком-то страшном старике, наказавшем «лакомую кобету» («прихотливую женщину»), прявшую в «щедрые вечера».

Из хозяйственных работ в это время разрешается только починка земледельческих орудий, белья или платья, уборка комнат и стряпня. Подобные обычаи и поверья существуют у бессарабских румын.

Во сколько щедруют на Старый Новый год 2024

Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.

Вечером 13 января и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней традиции, новогодние обходы щедрующих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила.

Бывалые хорошо знают, в какое время и какого числа ходят щедровать. Для тех, кто занимается подобным впервые, стоит сказать, что начинают петь только тогда, когда хозяева сели за стол. Обычно ужин начинается с 18:00, когда уже закончился праздник Маланки, который народ отмечает 13 января.

Девочки-подростки в одиночку или вместе обходят соседей, чтобы пощедровать — спеть особые песни щедровки и рассказать тематические стишки. В этих песенках обычно величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл. Припевом их служат слова: «Щедрый вечер», «Святый вечер», «Щедрый вечер, добрый вечер — добрым людям на весь вечер» и т. п., повторяемые иногда без всякого отношения к тексту самих щедровок.

С течением времени к религиозно-мистическим сюжетам стали присоединяться самые обычные духовные стихи, связавшие щедровки с циклом христианских легенд. В древних щедровках и колядках отразились времена Киевской Руси и сохранились описания княжеско-дружинного быта. Однако в щедровках христианского цикла преобладают мотивы библейских и евангельских и апокрифических рассказов: рождение Христа, поклонениям волхвов и пастухов.

Во многих щедровках христианские мотивы и евангельские рассказы соединены с жизнью и бытом крестьянина (Господь волики гонить, Пречиста Діва їсточки носить, а святий Петро за плугом ходить — укр.). Образы святых вводятся, чтобы предоставить ещё большую магическую силу поэтической формуле.

Щедрование сопровождается танцами, музыкой, обрядовыми играми с масками, которые ранее использовались в колядах. О своем приходе объявляют песней, которую заводят еще под окнами. Войдя в комнату, стоит поздороваться с хозяевами. Обращаться нужно ко всем: от старшего до самого маленького. В таком же порядке поздравляют и желают всяких благ.

Как щедровать на Старый Новый год и с чего начать, подскажут народные стихи и песни. Обычно импровизированные сценки завязываются с короткого приветствия. Также гости расхваливают хозяев дома. Далее поют обрядовые песни. Самые популярные — «Щедровочка щедровала, под оконцем ночевала» и «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин». Первая имеет шутливый характер, вторая — религиозный. Для того чтобы выступление было более ярким, стоит их соединить.

Есть и шуточные щедровки, например, веселый и легкий стишок «Щедрик-Петрик, дай вареник». Такими комедийными строчками дети не только поднимали настроение, а и намекали на то, что желают получить гостинец за свою работу. Наши предки угощали тем, что было на столе. Сегодня к сладостям и гостинцам добавляют деньги. Но здесь следует помнить, что главная задача — не насобирать побольше подарков, а разнести дух праздника.

Радостное настроение и положительные желания — вот главное правило того, как щедровать на Старый Новый год. В действе могут принимать участие и сами хозяева. Так, по просьбе детей дать им пятачка из сундука или чего-нибудь вкусненького хозяин может отказать. Тогда малышня заводит юмористическую песенку, такую, например, как «Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке». Обычно такие «угрозы» были только шуткой, импровизированной постановкой.

Главная задача – пожелать дому богатства, и чем красивее слова, тем краше благодарность. Но и тут наши предки добавляли юмор. К примеру, говорили фразы «сколько осиночек, столько вам свиночек» или «куда конь хвостом — туда жито кустом».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *