Можно ли на Ивана Купала 7 июля 2022 убираться дома

 

В четверг 7 июля 2022 года отмечается  Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвящённый, по мнению исследователей, летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

По времени и названию совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и берёт своё название: так как имя Иоанна — Креститель, с греческого буквально переводится купатель, погружатель в воду. В календарном цикле симметричен Рождеству, с которым связывается в библейских и богослужебных, нравоучительных текстах. Иван Купала и Петров день некоторыми исследователями считаются единым праздником летнего цикла.

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

В нашей статье мы подробно расскажем, что можно, а чего нельзя делать в доме, можно ли убираться 7 июля 2022 года в праздник Ивана Купалы.

Можно ли убираться дома на Ивана Купала 7 июля 2022

Готовиться к Ивану Купале начинали еще 6 июля — убирались в доме, наводили чистоту и порядок, так как 7 июля это запрещено, можно было навлечь в дом нечистую водяную и лесную силу.

Вечером девушки шли к реке и пускали по ней венок из полевых цветов, гадали на суженого. Если венок поплыл далеко, значит, скоро девушка встретит свое счастье, а если расплелся, утонул или прибился к берегу — в этом году замужества не жди.

Купаться в открытых водоемах в ночь на 7 июля категорически нельзя. Считается, что в этот день вся нечисть «выходит на свободу» в наш мир и стать ее добычей очень легко. В реке может утащить на дно русалка. Спать тоже не ложились, поскольку верили, что темные силы могут напасть на спящего даже в доме.

6 июля нельзя ничего покупать или продавать, а 7 июля — поднимать с земли деньги: они несут с собой неудачи и болезни. В ночь на Ивана Купалу на окраинах деревень наши предки разводили ритуальные костры. В них сжигали одежду больных людей, рухлядь, чучела ведьм, а после прыгали через огонь парами. Если парень с девушкой смогут перепрыгнуть такой костер, не расцепив рук, — быть свадьбе. Прыгали и поодиночке — стремились защитить себя от порчи, сглаза и нечистой силы, водили вокруг костров хороводы.

Купаться начинали только утром 7 июля. Окунуться в воду нужно было обязательно, поскольку это давало заряд здоровья на весь год. Обливали водой и прохожих. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, которые не только исцеляли, но и могли помочь предсказать будущее, а народ заготавливал веники для бани.

Запрещается 7 июля пить чаи из таких трав, как иван-да-марья, полынь и мать-и-мачеха. Можно не только не получить никакой пользы, но и навлечь на себя разные болезни. Люди, родившиеся на Ивана Купалу, как правило, очень влюбчивые и долго ищут свою вторую половинку.

Что говорит церковь о народной обрядности на Ивана Купалы

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-ое правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

 

 

Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины, и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром, или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ея тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие, или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть, гадали о счастье и несчастии, и о другом. Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается «языческое» буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству:

 

Ещё же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством.

— Стоглав. Гл. 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко держались традиций. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в болшом ходу среди насельников белгородской епархии.

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о «переплетении» христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.

Что нужно делать на праздник Ивана Купала

По заветам предков в июле на Ивана Купала нужно отправится на водоем и искупаться. В старину в этот день разжигали огонь и прыгали через костер. В полночь было принято искать цветущий папоротник.

Мифы и легенды от Ивана Купала

Наши предки верили, что на Ивана Купала русалки, лешие, водяные, домовые и прочая нечисть выходят на охоту. Они были уверены, что в эту ночь вода и огонь приобретают магическую силу. Волшебством считалось и цветение папоротника – увидеть это сулило удачу и счастье.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *