Русский медвежонок 4-5 класс 15 ноября 2023: ответы на вопросы

 

Русский Медвежонок 2023 ответы 4-5 класс

В среду 15 ноября 2023 года проходит Международная игра-конкурс «Русский медвежонок». Ежегодно она привлекает около 1,5 миллионов участников из России и десятков зарубежных стран.

Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 6 возрастных групп: 1-й класс, 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте некоторое количество вопросов, на каждый из которых предлагается до 5 вариантов ответов.

Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. Все участники игры получат соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.

Мы подготовили вопросы и наши варианты ответов на конкурс «Русский медвежонок» для учеников 4 и 5 классов.

Ответы на конкурс «Русский медвежонок» 15 ноября 2023 для 4-5 классов

Внимание! Все ответы на вопросы носят рекомендательный характер, так как это только наше мнение! Если не согласны с правильностью наших ответов – пишите свои варианты в комментариях!

Вопросы и ответы на конкурс «Русский медвежонок» 2023 для 4-5 классов

Вопрос 1

Вот такой знак на стекле машины означает.

(А) ученик за рулём;
(Б) украденная машина;
(В) учитель за рулём;
(Г) усталый водитель;
(Д) усатый водитель.

Ответ: (А) ученик за рулём

Вопрос 2

Какую букву нельзя вставить вместо прочерка в запись б_к, чтобы получилось слово?

(А) а;
(Б) о;
(В) и;
(Г) ы;
(Д) у.

Ответ: (В) и.

Вопрос 3

Какую букву при наборе на компьютере иногда используют вместо знака умножения?

(А) жэ;
(Б) ка;
(В) эм;
(Г) эф;
(Д) ха.

Ответ: (Д) ха.

Вопрос 4

Незнайка подбирал рифму к своему имени. Знайка посмотрел на получившиеся рифмы, показал на одно слово и сказал:

«Такого слова не бывает!»

Какое слово он имел в виду?

(А) знайка;
(Б) всезнайка;
(В) всенезнайка;
(Г) зазнайка;
(Д) угадайка.

Ответ: (В) всенезнайка

Вопрос 5

Того, кто часто смеётся, называют

(А) смешинка;
(Б) смешок;
(В) смельчак;
(Г) весельчак;
(Д) посмешище.

Ответ: (Г) весельчак

Вопрос 6

В каком предложении слово идёт употреблено в прямом, а не переносном значении?

(А) Идёт концерт
(Б) Идёт дождь
(В) Идёт поезд
(Г) Идёт время
(Д) Идёт школьник

Ответ: (Д) Идёт школьник

Вопрос 7

Детям дали попробовать неизвестный им фрукт и попросили сказать, какой он на вкус. Они дали 5 разных ответов. Какой ответ правильный?

(А) длинный;
(Б) твёрдый;
(В) красный;
(Г) сладкий;
(Д) ароматный.

Ответ: (Г) сладкий

Вопрос 8

Что может быть чёрным, красным, молотым, жгучим?

(А) черешня;
(Б) хлеб;
(В) смородина;
(Г) перец;
(Д) горошек.

Ответ: (Г) перец

Вопрос 9

В какой паре слова различаются по роду?

(А) горох — горошек;
(Б) морковь — морковка;
(В) редис — редиска;
(Г) репа — репка;
(Д) лук — лучок.

Ответ: (В) редис — редиска

Вопрос 10

У заглавных букв А и С — по два конца, у буквы Б — один конец, а у буквы О концов нет.

А какое наибольшее число концов может быть у заглавной русской буквы?

(А) 2;
(Б) 3;
(В) 4;
(Г) 5;
(Д) 6.

Ответ: (Д) 6 (у буквы Ж).

Вопрос 11

Что означает слово tum-tum на чинукском жаргоне (одном из языков североамериканских индейцев)?

(А) желудок;
(Б) лёгкие;
(В) сердце;
(Г) печень;
(Д) почки.

Ответ: (А) желудок

Вопрос 12

Герой одного фильма делает отжимания и считает:

«…восемь, девять, ______, один, два, три…».

Заполните пропуск.

(А) пятнадцать;
(Б) двадцать пять;
(В) тридцать шесть;
(Г) сорок;
(Д) сорок пять.

Ответ: (Г) сорок

Вопрос 13

Одна девочка побывала в зоопарке и увидела там симпатичную обезьяну. Теперь она в шутку говорит, что считает эту обезьяну своей собственной. Какой породы была обезьяна?

(А) игрунка;
(Б) тамарин;
(В) мандрил;
(Г) гамадрил;
(Д) мартышка.

Ответ: (Б) тамарин

Вопрос 14

В предложениях на стыке слов могут быть «спрятаны» новые слова, например, в предложении

«В огороде лопата — основной помощник»

спрятано слово дело.

Ниже в четырёх предложениях спрятаны названия овощей, а в одном — название фрукта. В каком?

 

(А) Во дворе папа посадил дерево. (репа)
(Б) Доктор сделал укол больному. (лук)
(В) Мы вчера отнесли варенье бабушке. (слива)
(Г) Ты квас любишь? (тыква)
(Д) Впереди с капитаном шагал его помощник.

Ответ: В

(А) Во дворе папа посадил дерево (репа)
(Б) Доктор сделал укол больному (лук)
(В) Мы вчера отнесли варенье бабушке (слива)
(Г) Ты квас любишь? (тыква)
(Д) Впереди с капитаном шагал его помощник (редис)

Вопрос 15

Мигом за ребятами! Одна здесь, другая там! Какое слово здесь пропущено?

Ответ: (Д) нога 

Вопрос 16

В какое паре слова могут называть похожие предметы?

(А) решето — лукошко
(Б) лукошка — коромысло
(В) сито — корыто
(Г) коромысло — корыто
(Д) решето — сито

Ответ: Д

Решение: Давайте разберём пары предметов по очереди. Решето и лукошко — два разных предмета. И даже внешне они различаются: у лукошка есть ручка для переноски. Ну и дно у лукошка не в дырках, как у решета. Лукошко и коромысло — то же самое. В лукошке носят собранные грибы, а на коромысле (именно «на») носят вёдра с водой. Главное отличие: лукошко — это ёмкость, коромысло — изогнутая деревяшка. Сито и корыто — разные предметы. Корыто может быть металлическим, сито — нет. В корыте стирают и полоскают бельё, в сите ничего постирать не получится, потому что дно в дырках. Вот мы и подошли к правильному ответу: и у решета, и у сита дно дырчатое, и предназначены оба предмета для одного и того же — просеивания сыпучих продуктов. Только у решета дырки-ячейки крупные, у сита — мелкие. Ответ под буквой Д.

Вопрос 17

Какое прилагательное сильно отличается по смыслу от остальных четырёх?

(А) горный
(Б) лесной
(В) степенный
(Г) равнинный
(Д) таёжный

Ответ: (В) степенный

Решение: Действительно, на первый взгляд все слова находящиеся в пояснении образованы от формы рельефа или природной зоны. Так, прилагательное горный образовано от формы рельефа горы, от природной зоны — лес образовано прилагательное лесной. От формы рельефа равнина образовано прилагательное равнинный, а от природной зоны тайга образовано прилагательное таёжный. И вроде бы от природной зоны степь образовано прилагательное степенный. Но не тут-то было. Прилагательное образованное от природной зоны степь, имело бы начертание как степной, а вот слово степенный имеет иное происхождение. В нем основой является часть степенн, не правда ли напоминает слово степень, она и есть, основа тут имеет значение сравнительной характеристики, устаревшее выражение степенный возраст — немолодой, приближающийся к старости. В данном вопросе это слово — ответ.

Вопрос 18

Посуда для сливочного масла называется..

(А) масленица,
(Б) маслёнок,
(В) маслёнка,
(Г) маслина,
(Д) маслохранительница

Ответ: (В) маслёнка

Решение: У всех представленных в вариантах ответов слов есть часть слова «масл», которая обозначает какую-то связь предмета с маслом. Разберём все понятия. Масленицей называют праздник, который празднуют весной, провожая зиму, пекут блины и сжигают чучело. Маслёнок — это гриб, растёт обычно в хвойных лесах. Маслины — это плоды оливкового дерева, то же, что и оливки, только по-разному приготовленные. Маслохранительница — какое-то странное слово, но так можно назвать только девушку, которая охраняет масло. Смешно! А вот и верный варинант ответа: сливочное масло нужно положить в маслёнку. Ответ на третьей строке.

Вопрос 19

Какое слово построено не по тому принципу, что остальные?

(А) пароход,
(Б) тепловоз;
(В) теплоход;
(Г) электровоз;
(Д) мусоровоз.

Ответ: (Д) мусоровоз.

Решение: Действительно, на первый взгляд кажется, что все слова построены по одному принципу — это сложные слова, образованные двумя корнями, соединёнными гласной -о-. Кроме того, второй корень в каждом слове обозначает движение — «-ход» и «-воз». Но здесь нужно обратить внимание именно на значение слов. Слова «пароход», «тепловоз», «теплоход» и «электровоз» означают транспортные средства, которые для движения используют определённые виды энергии — пар, тепло, электричество. А слово «мусоровоз» имеет другое значение — он везёт мусор внутри себя, здесь другой принцип построения слова. Верный ответ под буквой Д.

Вопрос 20

На афише в Польше написано название фильма:

Chlopak spotyka dziewczyne

(«Мальчик встречает девочку»).

Как по-польски «встречать»?

Ответ: spotykac

Решение: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необязательно знать польский язык. Нужно просто быть очень внимательным и наблюдательным. Ведь в большинстве языков есть так называемые однокоренные слова, хотя я не знаю точно, как они называются в других языках, а также разные формы одного слова. Но суть та же. Слово «встречать» и слово «встречает» в русском языке — это разные формы одного глагола. Полагаю, что слово «встречать» в польском языке должно быть похоже на слово, которое в предложении стоит посередине и означает слово «встречает» — это слово «spotyka». Из всех предложенных вариантов похожее слово только под номером 3. Его и выберем.

Вопрос 21

Когда ребята ходили в детский сад, их называли

(А) Антон,
(Б) Коля,
(В) Саша,
(Г) Федя,
(Д) Лёша.

Когда они пошли записываться в первый класс, учительница записали по алфавиту их полные имена.

Чьё имя оказалось первым в алфавитном списке?

Ответ: (В) Саша, (полное имя Александр)

Вопрос 22

Кем был отец героя русских былин Алёши Поповича?

(А) царём;
(Б) священником;
(В) военным;
(Г) рыбаком;
(Д) космонавтом.

Ответ: (Б) священником. 

Решение: Следует смотреть на прозвище самого Алеши. Почему? А в те времена, его давали часто по признаку, а чей он сын. В данном случае, получается, что Попович — сын попа. Кто такой поп? В православии такое название имеет не кто иной, как священник, именно им и был отец Алеши, то есть подходит вариант Б.

Вопрос 23

В стихотворениях Михаила Яснова «Чудетство» по дальним дорогам Бредут Носомот с Бегерогом. Что нужно сделать с именам Носомот и Бегерог, чтобы получилось название зверей?

Ответ: Носорог и Бегемот. Нужно переставить / поменять местами буквы / слоги

Вопрос 24

Подумайте о том, какие значения выражаются разными падежами, и догадайтесь, название какого русского падежа переводится на латынь как instrumentalis?

А) родительного;
(Б) дательного;
(В) винительного;
(Г) творительного;
(Д) предложного.

Ответ: (Г) творительного

Решение: Совершенно изумительный вопрос именно на языкознание! Чтобы решить его можно пойти двумя путями. Первый и, на мой взгляд, самый легкий путь проследить ассоциацию от слова инструменталис. Но можно пойти и по более сложному пути, анализируя каждый из вариантов.
Например: Может ли быть Родительный падеж образован от слова инструменталис?
— нет, поскольку это слово имеет основой инструмент, а смысл слова родительный — принадлежность и происхождение, то есть к нему подходит слово с основой не инструмент, а гены (genitivus).
Дательный падеж тоже не подходит к слову инструменталис, так как основой дательного падежа является функция перенаправления (кому-чему).
Вернувшись к самому легкому пути, можно увидеть, что в основе слова инструменталис находится орудие труда, которым что-то делают, как-то воздействуют на иные объекты. С этим же словом связаны понятия созидать, создавать что-либо новое. Это же ассоциация идентична слову творчество. Несомненно, ответ тут под буквой (Г) .

Вопрос 25

Какое слово пропущено в стихотворениях Владимира Орлова «Ворона»?

Кра! — Кричит ворона. Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано
Грош украл он из кармана!
Карандаш! ________, Пробку!
И красивую коробку!

(А) Линейку,
(Б) Записку,
(В) Конфетку,
(Г) Картонку,
(Д) Колечко

Ответ: (Г) Картонку

Вопрос 26

Как по-фински называется животное с длинной шеей?

По-фински перевод слова жираф

Ответ: kirahvi — кирахви очень похоже на слово жираф

Решение: Почему такая узкоспециализированная формулировка, не иначе вопрос составлен потому, что он входит в состав учебника. В данном случае совершенно не обязательно знать финский язык, чтобы найти правильное слово. Названия одного и того же предмета на разных языках могут иметь похожее звучание. Например, слово в списке предпоследнее krokotiili=крокотилле является крокодилом. А вот рядом стоящее слово kirahvi кирахви очень похоже на слово жираф. Это животное и есть с длинной шеей.

Вопрос 27

Услышать можно это среди толпы людской, увидеть отраженье — в столярной мастерской. Какое слово заменено словом это?

(А) возглас;
(Б) голос,
(В) ропот;
(Г) топот;
(Д) шёпот.

Ответ: (В) ропот (топор)

Решение: Этот вопрос один из многих среди заданий конкурса Русский Медвежонок с подвохом. Почему — потому что ответ с первого взгляда не виден, а зашифрован в самом слове, которое нужно прочитать наоборот. Что же мы можем услышать в толпе?
1 вариант возглас, прочитаем его наоборот салгзов — вообще не слово, убираем значит этот вариант.
Голос можем услышать (это 2й вариант), но если его прочитать наоборот получится солог — чушь какая-то. Значит не голос.
Может быть тогда ропот. Ропот можем услышать в толпе. А что в отражении мастерской. Читаем ропот наоборот (отражение же!) и видим топор. Ураа! Ответ найден.

Остальные вопросы и ответы будут добавлены позже…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *