В среду 15 ноября 2023 года проходит Международная игра-конкурс «Русский медвежонок». Ежегодно она привлекает около 1,5 миллионов участников из России и десятков зарубежных стран.
Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 6 возрастных групп: 1-й класс, 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте некоторое количество вопросов, на каждый из которых предлагается до 5 вариантов ответов.
Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. Все участники игры получат соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.
Мы подготовили вопросы и наши варианты ответов на конкурс «Русский медвежонок» для учеников 4 и 5 классов.
Ответы на конкурс «Русский медвежонок» 15 ноября 2023 для 4-5 классов
Внимание! Все ответы на вопросы носят рекомендательный характер, так как это только наше мнение! Если не согласны с правильностью наших ответов – пишите свои варианты в комментариях!
Вопросы и ответы на конкурс «Русский медвежонок» 2023 для 4-5 классов
Вопрос 1
Вот такой знак на стекле машины означает.
(А) ученик за рулём;
(Б) украденная машина;
(В) учитель за рулём;
(Г) усталый водитель;
(Д) усатый водитель.
Ответ: (А) ученик за рулём
Вопрос 2
Какую букву нельзя вставить вместо прочерка в запись б_к, чтобы получилось слово?
(А) а;
(Б) о;
(В) и;
(Г) ы;
(Д) у.
Ответ: (В) и.
Вопрос 3
Какую букву при наборе на компьютере иногда используют вместо знака умножения?
(А) жэ;
(Б) ка;
(В) эм;
(Г) эф;
(Д) ха.
Ответ: (Д) ха.
Вопрос 4
Незнайка подбирал рифму к своему имени. Знайка посмотрел на получившиеся рифмы, показал на одно слово и сказал:
«Такого слова не бывает!»
Какое слово он имел в виду?
(А) знайка;
(Б) всезнайка;
(В) всенезнайка;
(Г) зазнайка;
(Д) угадайка.
Ответ: (В) всенезнайка
Вопрос 5
Того, кто часто смеётся, называют
(А) смешинка;
(Б) смешок;
(В) смельчак;
(Г) весельчак;
(Д) посмешище.
Ответ: (Г) весельчак
Вопрос 6
В каком предложении слово идёт употреблено в прямом, а не переносном значении?
(А) Идёт концерт
(Б) Идёт дождь
(В) Идёт поезд
(Г) Идёт время
(Д) Идёт школьник
Ответ: (Д) Идёт школьник
Вопрос 7
Детям дали попробовать неизвестный им фрукт и попросили сказать, какой он на вкус. Они дали 5 разных ответов. Какой ответ правильный?
(А) длинный;
(Б) твёрдый;
(В) красный;
(Г) сладкий;
(Д) ароматный.
Ответ: (Г) сладкий
Вопрос 8
Что может быть чёрным, красным, молотым, жгучим?
(А) черешня;
(Б) хлеб;
(В) смородина;
(Г) перец;
(Д) горошек.
Ответ: (Г) перец
Вопрос 9
В какой паре слова различаются по роду?
(А) горох — горошек;
(Б) морковь — морковка;
(В) редис — редиска;
(Г) репа — репка;
(Д) лук — лучок.
Ответ: (В) редис — редиска
Вопрос 10
У заглавных букв А и С — по два конца, у буквы Б — один конец, а у буквы О концов нет.
А какое наибольшее число концов может быть у заглавной русской буквы?
(А) 2;
(Б) 3;
(В) 4;
(Г) 5;
(Д) 6.
Ответ: (Д) 6 (у буквы Ж).
Вопрос 11
Что означает слово tum-tum на чинукском жаргоне (одном из языков североамериканских индейцев)?
(А) желудок;
(Б) лёгкие;
(В) сердце;
(Г) печень;
(Д) почки.
Ответ: (А) желудок
Вопрос 12
Герой одного фильма делает отжимания и считает:
«…восемь, девять, ______, один, два, три…».
Заполните пропуск.
(А) пятнадцать;
(Б) двадцать пять;
(В) тридцать шесть;
(Г) сорок;
(Д) сорок пять.
Ответ: (Г) сорок
Вопрос 13
Одна девочка побывала в зоопарке и увидела там симпатичную обезьяну. Теперь она в шутку говорит, что считает эту обезьяну своей собственной. Какой породы была обезьяна?
(А) игрунка;
(Б) тамарин;
(В) мандрил;
(Г) гамадрил;
(Д) мартышка.
Ответ: (Б) тамарин
Вопрос 14
В предложениях на стыке слов могут быть «спрятаны» новые слова, например, в предложении
«В огороде лопата — основной помощник»
спрятано слово дело.
Ниже в четырёх предложениях спрятаны названия овощей, а в одном — название фрукта. В каком?
(А) Во дворе папа посадил дерево. (репа)
(Б) Доктор сделал укол больному. (лук)
(В) Мы вчера отнесли варенье бабушке. (слива)
(Г) Ты квас любишь? (тыква)
(Д) Впереди с капитаном шагал его помощник.
Ответ: В
(А) Во дворе папа посадил дерево (репа)
(Б) Доктор сделал укол больному (лук)
(В) Мы вчера отнесли варенье бабушке (слива)
(Г) Ты квас любишь? (тыква)
(Д) Впереди с капитаном шагал его помощник (редис)
Вопрос 15
Мигом за ребятами! Одна здесь, другая там! Какое слово здесь пропущено?
Ответ: (Д) нога
Вопрос 16
В какое паре слова могут называть похожие предметы?
(А) решето — лукошко
(Б) лукошка — коромысло
(В) сито — корыто
(Г) коромысло — корыто
(Д) решето — сито
Ответ: Д
Решение: Давайте разберём пары предметов по очереди. Решето и лукошко — два разных предмета. И даже внешне они различаются: у лукошка есть ручка для переноски. Ну и дно у лукошка не в дырках, как у решета. Лукошко и коромысло — то же самое. В лукошке носят собранные грибы, а на коромысле (именно «на») носят вёдра с водой. Главное отличие: лукошко — это ёмкость, коромысло — изогнутая деревяшка. Сито и корыто — разные предметы. Корыто может быть металлическим, сито — нет. В корыте стирают и полоскают бельё, в сите ничего постирать не получится, потому что дно в дырках. Вот мы и подошли к правильному ответу: и у решета, и у сита дно дырчатое, и предназначены оба предмета для одного и того же — просеивания сыпучих продуктов. Только у решета дырки-ячейки крупные, у сита — мелкие. Ответ под буквой Д.
Вопрос 17
Какое прилагательное сильно отличается по смыслу от остальных четырёх?
(А) горный
(Б) лесной
(В) степенный
(Г) равнинный
(Д) таёжный
Ответ: (В) степенный
Решение: Действительно, на первый взгляд все слова находящиеся в пояснении образованы от формы рельефа или природной зоны. Так, прилагательное горный образовано от формы рельефа горы, от природной зоны — лес образовано прилагательное лесной. От формы рельефа равнина образовано прилагательное равнинный, а от природной зоны тайга образовано прилагательное таёжный. И вроде бы от природной зоны степь образовано прилагательное степенный. Но не тут-то было. Прилагательное образованное от природной зоны степь, имело бы начертание как степной, а вот слово степенный имеет иное происхождение. В нем основой является часть степенн, не правда ли напоминает слово степень, она и есть, основа тут имеет значение сравнительной характеристики, устаревшее выражение степенный возраст — немолодой, приближающийся к старости. В данном вопросе это слово — ответ.
Вопрос 18
Посуда для сливочного масла называется..
(А) масленица,
(Б) маслёнок,
(В) маслёнка,
(Г) маслина,
(Д) маслохранительница
Ответ: (В) маслёнка
Решение: У всех представленных в вариантах ответов слов есть часть слова «масл», которая обозначает какую-то связь предмета с маслом. Разберём все понятия. Масленицей называют праздник, который празднуют весной, провожая зиму, пекут блины и сжигают чучело. Маслёнок — это гриб, растёт обычно в хвойных лесах. Маслины — это плоды оливкового дерева, то же, что и оливки, только по-разному приготовленные. Маслохранительница — какое-то странное слово, но так можно назвать только девушку, которая охраняет масло. Смешно! А вот и верный варинант ответа: сливочное масло нужно положить в маслёнку. Ответ на третьей строке.
Вопрос 19
Какое слово построено не по тому принципу, что остальные?
(А) пароход,
(Б) тепловоз;
(В) теплоход;
(Г) электровоз;
(Д) мусоровоз.
Ответ: (Д) мусоровоз.
Решение: Действительно, на первый взгляд кажется, что все слова построены по одному принципу — это сложные слова, образованные двумя корнями, соединёнными гласной -о-. Кроме того, второй корень в каждом слове обозначает движение — «-ход» и «-воз». Но здесь нужно обратить внимание именно на значение слов. Слова «пароход», «тепловоз», «теплоход» и «электровоз» означают транспортные средства, которые для движения используют определённые виды энергии — пар, тепло, электричество. А слово «мусоровоз» имеет другое значение — он везёт мусор внутри себя, здесь другой принцип построения слова. Верный ответ под буквой Д.
Вопрос 20
На афише в Польше написано название фильма:
Chlopak spotyka dziewczyne
(«Мальчик встречает девочку»).
Как по-польски «встречать»?
Ответ: spotykac
Решение: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необязательно знать польский язык. Нужно просто быть очень внимательным и наблюдательным. Ведь в большинстве языков есть так называемые однокоренные слова, хотя я не знаю точно, как они называются в других языках, а также разные формы одного слова. Но суть та же. Слово «встречать» и слово «встречает» в русском языке — это разные формы одного глагола. Полагаю, что слово «встречать» в польском языке должно быть похоже на слово, которое в предложении стоит посередине и означает слово «встречает» — это слово «spotyka». Из всех предложенных вариантов похожее слово только под номером 3. Его и выберем.
Вопрос 21
Когда ребята ходили в детский сад, их называли
(А) Антон,
(Б) Коля,
(В) Саша,
(Г) Федя,
(Д) Лёша.
Когда они пошли записываться в первый класс, учительница записали по алфавиту их полные имена.
Чьё имя оказалось первым в алфавитном списке?
Ответ: (В) Саша, (полное имя Александр)
Вопрос 22
Кем был отец героя русских былин Алёши Поповича?
(А) царём;
(Б) священником;
(В) военным;
(Г) рыбаком;
(Д) космонавтом.
Ответ: (Б) священником.
Решение: Следует смотреть на прозвище самого Алеши. Почему? А в те времена, его давали часто по признаку, а чей он сын. В данном случае, получается, что Попович — сын попа. Кто такой поп? В православии такое название имеет не кто иной, как священник, именно им и был отец Алеши, то есть подходит вариант Б.
Вопрос 23
В стихотворениях Михаила Яснова «Чудетство» по дальним дорогам Бредут Носомот с Бегерогом. Что нужно сделать с именам Носомот и Бегерог, чтобы получилось название зверей?
Ответ: Носорог и Бегемот. Нужно переставить / поменять местами буквы / слоги
Вопрос 24
Подумайте о том, какие значения выражаются разными падежами, и догадайтесь, название какого русского падежа переводится на латынь как instrumentalis?
А) родительного;
(Б) дательного;
(В) винительного;
(Г) творительного;
(Д) предложного.
Ответ: (Г) творительного
Решение: Совершенно изумительный вопрос именно на языкознание! Чтобы решить его можно пойти двумя путями. Первый и, на мой взгляд, самый легкий путь проследить ассоциацию от слова инструменталис. Но можно пойти и по более сложному пути, анализируя каждый из вариантов.
Например: Может ли быть Родительный падеж образован от слова инструменталис?
— нет, поскольку это слово имеет основой инструмент, а смысл слова родительный — принадлежность и происхождение, то есть к нему подходит слово с основой не инструмент, а гены (genitivus).
Дательный падеж тоже не подходит к слову инструменталис, так как основой дательного падежа является функция перенаправления (кому-чему).
Вернувшись к самому легкому пути, можно увидеть, что в основе слова инструменталис находится орудие труда, которым что-то делают, как-то воздействуют на иные объекты. С этим же словом связаны понятия созидать, создавать что-либо новое. Это же ассоциация идентична слову творчество. Несомненно, ответ тут под буквой (Г) .
Вопрос 25
Какое слово пропущено в стихотворениях Владимира Орлова «Ворона»?
Кра! — Кричит ворона. Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано
Грош украл он из кармана!
Карандаш! ________, Пробку!
И красивую коробку!
(А) Линейку,
(Б) Записку,
(В) Конфетку,
(Г) Картонку,
(Д) Колечко
Ответ: (Г) Картонку
Вопрос 26
Как по-фински называется животное с длинной шеей?
Ответ: kirahvi — кирахви очень похоже на слово жираф
Решение: Почему такая узкоспециализированная формулировка, не иначе вопрос составлен потому, что он входит в состав учебника. В данном случае совершенно не обязательно знать финский язык, чтобы найти правильное слово. Названия одного и того же предмета на разных языках могут иметь похожее звучание. Например, слово в списке предпоследнее krokotiili=крокотилле является крокодилом. А вот рядом стоящее слово kirahvi кирахви очень похоже на слово жираф. Это животное и есть с длинной шеей.
Вопрос 27
Услышать можно это среди толпы людской, увидеть отраженье — в столярной мастерской. Какое слово заменено словом это?
(А) возглас;
(Б) голос,
(В) ропот;
(Г) топот;
(Д) шёпот.
Ответ: (В) ропот (топор)
Решение: Этот вопрос один из многих среди заданий конкурса Русский Медвежонок с подвохом. Почему — потому что ответ с первого взгляда не виден, а зашифрован в самом слове, которое нужно прочитать наоборот. Что же мы можем услышать в толпе?
1 вариант возглас, прочитаем его наоборот салгзов — вообще не слово, убираем значит этот вариант.
Голос можем услышать (это 2й вариант), но если его прочитать наоборот получится солог — чушь какая-то. Значит не голос.
Может быть тогда ропот. Ропот можем услышать в толпе. А что в отражении мастерской. Читаем ропот наоборот (отражение же!) и видим топор. Ураа! Ответ найден.
Остальные вопросы и ответы будут добавлены позже…