Большой этнографический диктант 2021 Забайкальский край: ответы на вопросы

 

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Забайкальского края.

Время прохождения диктанта – 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Забайкальский край

Забайкальский край (неофициально Забайкалье) — субъект Российской Федерации в восточной части Забайкалья, в составе Дальневосточного федерального округа и Дальневосточного экономического района. Административный центр — город Чита.

Забайкалье славится озерами. Наиболее известна система озер, которая располагается в котловине между Осиновым и Яблоновым хребтами к западу от Читы. Как она называется?

  • Даурские озера
  • Ивано-Арахлейские озера
  • Торейские озера
  • Каларские озера

Беклемишевские озёра, Читинские озёра, Ивано-Арахлейские озёра — это система озёр, расположенная в Забайкальском крае, находится на высоте 945—965 метров над уровнем моря в котловине между Осиновым и Яблоновым хребтами к западу от Читы.

Правильный ответ: Ивано-Арахлейские озера

Обсуждение ответа:

В центре Забайкалья, в котловине между Осиновым и Яблоновым хребтами к западу от Читы располагаются Ивано-Арахлейские озера. К данной системе относят 6 крупных и около 20 мелких водоемов. Крупные озера – это Арахлей, Иван, Шакшинское, Иргень, Тасей, Большой Ундугун. Торейские озера находятся на территории Даурского заповедника, поэтому названия Торейские озера являются одновременно Даурскими и располагаются к Юго-Востоку от Читы. Каларские водоемы (самое крупное – озеро Ничатка) находятся на Северо-Востоке Забайкалья, в районе, граничащим с Якутией и Амурской областью. Литература: Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 4т. Т. III / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2006. – 541 с./Ивано-Арахлейские озера, С.5

Расположите в хронологическом порядке события и процессы хозяйственного освоения Забайкальского края в XVII – XVIII вв.

Надо выбрать значения: 1, 2, 3, 4

  • Создание Нерчинского сереброплавильного завода
  • Начало освоения пашенного земледелия
  • Приход отряда казаков под руководством П. Бекетова
  • Прибытие в Забайкалье ссыльных «старообрядцев» с Украины и Белоруссии

Создание Нерчинского сереброплавильного завода — Год основания 1689
Начало освоения пашенного земледелия — Уже в 90-е гг. XVI в. правительство приступило к организации «государевой», или десятинной пашни. Примерно 1590 год
Приход отряда казаков под руководством П. Бекетова — В 1628 году отправлен во главе отряда из 90 человек в поход с целью усмирения нижнеангарских тунгусов, напавших в 1627 году на отряд Максима Перфильева.
Прибытие в Забайкалье ссыльных «старообрядцев» с Украины и Белоруссии — «Более 250 лет назад в Бурятию под конвоем пришли крестьяне-старообрядцы, раскольники. «Катька-государша вытурила их за студеное Байкал-море. Посадила на земли скудные, суходольные — хошь живи, хошь помирай. Выжили», — рассказал о приходе старообряцев в Бурятию писатель Исай Калашников.» написано в 2020 году, значит примерно 1770 год.

Правильный ответ:

1 — Приход отряда казаков под руководством П. Бекетова;

2 — Начало освоения пашенного земледелия; 

3 — Создание Нерчинского сереброплавильного завода;

4 — Прибытие в Забайкалье ссыльных «старообрядцев» с Украины и Белоруссии.

Обсуждение ответа:

В хронологическом порядке события и процессы расположены следующим образом. Первым является приход казаков под предводительством Петра Бекетова в Забайкалье в 1653 — 1654 годах и постановка первых зимовий. В течение последующих нескольких лет усилиями пришедших казаков шло хозяйственное освоение Забайкалья, в том числе – первая распашка земель под посевы. С появлением каторжных острогов в Забайкалье начинается освоение рудной промышленности и в 1704 году был открыт Нерчинский сереброплавильный завод. В результате переселенческой политики государства в середине XVIII в. население Забайкалья пополнилось «старообрядцами», которых местные жители стали называть «семейскими». Литература: Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие. – Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во, 2002. – 248 с./Встречь солнцу, С.44, Колыбель российского рудознатного дела, С.106, Крестьяне семейские: образ жизни, материальная и духовная культура. С.184-192.

В 19 веке из Забайкалья вышли учёные с мировым именем. Это дети казаков, «туземных инородцев», изучавших быт и культуру народов Южной Сибири и прославивших российскую науку.

Кто это? (выберите из списка ниже несколько правильных вариантов):

  • Кропоткин П.
  • Кузнецов А.
  • Банзаров Д.
  • Паллас П.
  • Поляков И.
  • Цыбиков Г.
  • Крашенинников С.

Кропоткин П. — Родился 27 ноября (9 декабря) 1842 года в Москве в доме 26 по Штатному переулку.
Кузнецов А. — Родился: 31 декабря 1930 г., Москва, СССР.
Банзаров Д. — Родился ок. 1822. Место рождения улус Кутетуевский, Забайкальская область.
Паллас П. — Родился 22 сентября 1741 года Место рождения. Берлин, Королевство Пруссия.
Поляков И. — Родился 12 июня 1845 в семье казака в станице Ново-Цурухайтуевской Забайкальской области.
Цыбиков Г. — Родился 20 апреля 1873, Урда-Ага, Забайкальская область.
Крашенинников С. — Родился 18 октября 1711 года в городе Москве.

Правильный ответ: Банзаров Д.; Поляков И. и Цыбиков Г.

Обсуждение ответа:

В 19 веке из Забайкалья вышли учёные с мировым именем – это Банзаров Доржи, Поляков Иван Семёнович и Цыбиков Гомбожаб Цыбекович. Объектом исследований Банзарова Д. стали быт и культура народов Центральной Азии. Автор произведений на монгольском языке «Всеобщая география» и «Монгольская грамматика». Поляков И.С. защитил магистерскую диссертацию по сибирским полёвкам, дал научное описание лошади Пржевальского. Книга Цыбикова Г.Ц. «Буддист-паломник у святынь Тибета» принесла учёному мировую известность. Литература: Константинов А.В., Константинова Н.Н.. История Забайкалья (с древнейших времён до 1917года). Учебное пособие — Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с./ Путь в науку, С.209-211.

Локальной этнокультурной группой русского населения Забайкалья являются семейские (потомки старообрядцев-староверов).

Одежда их, как и весь образ жизни, отличалась самобытностью. Соотнесите элементы одежды семейских женщин с их определением.

Надо выбрать из предложенных значений: Верхняя одежда; Длинная рубаха; Каркас головного убора замужней женщины; Меховая шапка; Обувь; Фартук; Чехол на кичку, изготовленный из бархата, атласа или шёлка

  • Курмушка
  • Запон
  • Кичка
  • Кокошник
  • Малахай
  • Ичиги
  • Станушка

Курмушка — Верхняя одежда (верхняя женская одежда, длинная куртка, простеганная с овечьей шерстью)
Запон — Фартук (фартуки, или передники, знакомы едва ли не каждому человеку)
Кичка — Каркас головного убора замужней женщины (старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом в южных губерниях)
Кокошник —  Чехол на кичку, изготовленный из бархата, атласа или шёлка
Малахай — Меховая шапка (Шапка на меху с широкими наушниками и плотно прилегающей задней частью)
Ичиги — Обувь (вид национальной обуви, с которой многие современные модники и модницы знакомы не понаслышке)
Станушка — Длинная рубаха

Обсуждение ответа:

Семейские – конфессиональная этнографическая группа русского народа, имеющая некоторые специфические элементы культуры и обладающая самоназванием и сознанием общности, которые отличают их от других русских старожилов Забайкалья. Семейские (потомки старообрядцев, которых ссылали в Забайкалье семьями) имели наследие культуры допетровской Руси, русской, белорусской, украинской и польской культур на которые наложилась культура бурят. Говор семейских — южнорусский с некоторыми заимствованиями из украинского, белорусского и бурятского языков. Одежда семейских средне-русского происхождения, имеет южнорусские, украинские, белорусские элементы, а также бурятские заимствования. Литература: Константинов А.В., Константинова Н.Н.. История Забайкалья (с древнейших времён до 1917года). Учебное пособие — Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с./ст. Путь в науку, С.209-211./Особенности формирования славянского этноса в крае. С.182-183., Крестьяне семейские: образ жизни, материальная и духовная культура. С.184-192.

 

Какая певческая традиция из поколения в поколение передавалась в культуре семейских?

  • Партесное пение
  • Знаменный распев
  • Духовные стихи
  • Сольное пение

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.

Правильный ответ: Знаменный распев

Обсуждение ответа:

Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция – знаменный распев, или крюковое пение, получившее свое название от особых нотных знаков – «знамен» («крюков»). После реформ Никона знаменный распев сохранился в староверческой церкви как единственно возможный вид богослужебного пения. Исполнение основано на многоголосье. Песенная культура семейских международной организацией ЮНЕСКО внесена в список шедевров устного и нематериального наследия. Литература: Свистунов И.И. Жемчужина Забайкалья. – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – 152 с. — С.16, 32-44

К какой языковой семье относится бурятский язык?

  • Уральской языковой семье
  • Алтайской языковой семье
  • Индоевропейской языковой семье
  • Финно-угорской языковой семье

Бурятский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Кроме бурятского среди бурят распространен также монгольский язык.

Правильный ответ: Алтайской языковой семье

Обсуждение ответа:

Алтайская языковая семья – условный термин, используемый для обозначения макроязыковой семьи, в которую включают тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую языковые ветви. Бурятский язык происходит от монгольской ветви. Литература: 1. Большая Российская энциклопедия /под ред. Кравец С.Л. [Электронный ресурс]/URL: https://bigenc.ru/ 2. Кормушин И. В. Алтайские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Найдите лишнее слово:

  • Будда
  • Дацан
  • Буряты
  • Буддизм
  • Даосизм
  • Лама

Будда — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования» либо имя Будды Шакьямуни.
Дацан — буддийский монастырь-университет у российских бурят.
Буряты — монгольский народ, говорящий на бурятском языке и проживающий в районе оз. Байкал.
Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи).
Даосизм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
Лама — в тибетском буддизме — религиозный учитель.

Рассмотрите, что означают все эти слова, есть две версси. 1 — Буряты — это народ, всё остальное это религиозные составляющие. 2 — Даосизм — это учение не связано с Буддизмом, хотя основой её как раз буддизм и является (а Буряты относятся к буддизму и шаонизму)

Правильный ответ: Даосизм

Обсуждение ответа:

Все перечисленные понятия кроме даосизма имеют отношение к религиозной и обрядовой культуре бурят. Традиционно буряты исповедуют буддизм или шаманизм. Дацан – это культовое сооружение, которое является и местом моления и религиозным учебным заведением одновременно. Лама является религиозным учителем. В то время как даосизм понимается как система религиозного философского учения, имеющая отношение к Китаю. Литература: 1. Гомбоева М.И. Обряды в этнической культуре бурят. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 196 с. 2. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]

Какой народ, по данным учёных В. А. Туголукова и М. Г. Левина, является предком эвенков?

  • Тунгусы
  • Хи
  • Увань
  • Дауры

По данным В.А. Туголукова и М.Г. Левина предком эвенков был народ увань. Ранние сведения о нем относятся к V- VII.в.в. н.э. Этноним “увань” является прототипом самоназвания тунгусов (эвен – увань).

Правильный ответ: Увань

Обсуждение ответа:

По данным В. А. Туголукова и М. Г. Левина предком эвенков являлся народ увань. Ранние сведения о нём относятся к V-VII векам н. э. Этноним «увань» является прототипом самоназвания тунгусов (эвен-увань). Учёные утверждают, что название «эвенки» произошло от названия древнего забайкальского племени «увань» (также «гувань», «гюй»). Поэтому общение уваней с аборигенами Забайкалья и Приамурья положило начало этническому формированию тунгусов – эвенков и эвенов. Литература: 1. Ушницкий В.В. Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности [Электронный ресурс] 2. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 2т. Т. I: Общий очерк. – 2-е изд., испр. / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2002. – 302 с.

Если Санкт-Петербург эпохи Петра I был окном, прорубленным в Европу, то, основанный в XVII в. на территории Забайкалья, этот город стал «окном, прорубленным в величественную и загадочную империю Цин»

  • Сретенск
  • Нерчинск
  • Чита
  • Борзя
  • Петровск-Забайкальский

Сретенск — Основан в 1689 году русскими землепроходцами как зимовье, ставшее затем острогом, а позже городом
Нерчинск — Основан в 1653 году казаками сотника Петра Ивановича Бекетова под названием Нелюцкий (Нелюдский) острог
Чита — По легенде, город основан сыном боярским Петром Бекетовым, ставшим на зимовье в 1653 году.
Борзя — Поселение возникло в XVIII веке практически сразу после подписания Буринского договора 20 августа 1727 года
Петровск-Забайкальский — Населённый пункт был основан в 1789 году (18 век) по указу императрицы Екатерины II и получил название Петровский Завод.

Вот как описывал дороги в империю Цин посол Петра I Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария»:

Пятая дорога, говорит Авриль, идет через Сибирь до Нерчинска. Она лежит по реке Шилке и далее до Даурии, на некотором расстоянии от реки Наюнай. Дальше до Черии, где вход в Сину.

Шестая дорога идет тоже через Нерчинск и Мугалию, через озеро Далай. От Нерчинска едут к упомянутому озеру 8 дней.

Правильный ответ: Нерчинск

Обсуждение ответа:

Город Нерчинск, основанный в 1653 году казаками Петра Бекетова, стал крайним восточным форпостом России по дороге в Китай. В 1689 году в Нерчинске был подписан договор между Россией и Китаем, положивший конец военному противостоянию и способствовавший складыванию добрососедских отношений между державами. Метафора «…окно, прорубленное в загадочную империю Цин» встречается в статье историка И.Г. Куренной, посвященной началу отношений России и Китая. Литература: Нерчинск / гл. ред. В.А. Дутов; отв. Ред. Н.Н. Константинова, А.Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – 432 с. С.18

Кто является главным героем романа Н. Кузакова «Тайга — мой дом»?

  • Охотница-эвенкийка Авдо
  • Шаманка Ятока
  • Охотник Василий

Книга рассказывает о сибирской тайге. … В центре повествования — охотница-эвенка Авдо, чувствующая себя в тайге как дома.

Правильный ответ: Охотница-эвенкийка Авдо

Книга рассказывает о сибирской тайге. В центре повествования — охотница-эвенка Авдо, чувствующая себя в тайге как дома. Фоном служит рассказ о путешествиях автора по тайге, промысловой охоте, природе. Достоверность рассказа подкреплена тем, что сам автор вырос в далеком эвенкийском селе в семье потомственного охотника. Книга всей своей сутью призывает к сохранению богатств тайги, бережному отношению к ней. Литература: Кузаков Н.Д. Тайга – мой дом. М.: Издательство «Мысль» [Электронный ресурс]

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *