Большой этнографический диктант 2021 Камчатский край: ответы на вопросы

 

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Камчатского края.

Смотрите Основную часть вопросов Большого этнографического диктанта 2021 для всех регионов.

Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Камчатский край

Этот народ разделяется на нымыланов и чавчувенов. О каком народе идет речь?

а. Коряки

б. Алеуты

в. Ительмены

г. Эвены

Правильный ответ: а

Коряки — одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне. Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые — «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности. Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки — это «владеющие оленями», «связанные с оленями».

«Возле священных деревьев разжигают два ритуальных костра. Перешагивая через первый, прощаются со старым годом, оставляя в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, встречают Новый год». О каком национальном празднике одного из народов Камчатки идет речь?

а. Хололо

б. Нургэнэк

в. Алхалалалай

Правильный ответ: б

Огонь — главная семейная святыня — широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки и эвены перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки, касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение, — крюк над очагом и некоторые виды посуды. Во время обряда встречи нового года, перешагивая через первый ритуальный костер, эвены прощаются со старым годом, оставляя в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, эвен переходит к рождающемуся новому году. Это означает обновление жизни человека, рождение лучших надежд.

Лодка, выдолбленная из целого ствола дерева, издревле используемая коренными народами Камчатки для передвижения по рекам, озерам, морским заливам:

а. Каяк

б. Бат

в. Байдара

Правильный ответ: б

Бат — долбленные колодообразные лодки, которые изготавливали из целого ствола дерева, чаще из тополя. Срубленное или спиленное бревно длиною 5-6 м очищали от коры, придавали форму носу и корме. Вдоль бревна теслом делали узкое углубление и начинали выборку древесины. Чтобы толщина стенок была одинаковой, вбивали в просверленные углубления колышки длиною около 4 см. Как только появлялись их концы, продалбливание заканчивали. Постепенно при выемке древесины ставили распорки, периодически меняя длинные короткими, чтобы заготовка не раскололась. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями. Чтобы дерево хорошо распарилось, сверху бат чем-либо накрывали. В распаренные борта долбленки ставили распорки, круглые в сечении. Их было от трех до пяти штук в каждой лодке. Высота бортов бата 50-60 см. На бату обычно ходили по два человека: один стоял или сидел на носу, другой — на корме. При езде вверх по течению пользовались шестами. На батах проверяли ставные невода и рыболовные ловушки, совершали поездки от поселений к местам промыслов, перевозили различные грузы.

Язык этого народа Камчатки относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Письменность разрабатывается на основе русского алфавита. О каком народе идет речь?

а. Эвены

б. Алеуты

в. Коряки

г. Ительмены

д. Чукчи

Правильный ответ: г

Ительмены — древнейший северный народ, предки которого поселились на Камчатке 15 000 лет назад. Ительмены — искаженное, адаптированное для русского звучания самоназвание народа ит?м?н, или итэнмэн. Переводы имеют похожее значение с разными оттенками: «тот, кто существует», «живущий здесь», «сущий». В XIX столетии этноним был зарегистрирован лишь у части народа, живущей на северо-западе региона. Ительменский язык входит в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три схожих диалекта. На протяжении истории существовал в устной форме: серьезные попытки создать письменность стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Антропологи относят ительменов к арктической малой расе, принадлежащей к типу северных монголоидов. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов.

Старинное название этого народа – ламуты, используется в быту и сегодня. О каком народе идет речь?

а. Алеуты

б. Коряки

в. Ительмены

г. Эвены

Правильный ответ: г

Эвены— сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам. Устаревшее название эвенов — ламуты. Означает буквально «люди моря». Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий и свыше десятка говоров. Известно, что становление народа длилось сотни лет, однако русские смогли открыть для себя эвенов только в XVII веке. К тому моменту они уже сформировались как этнос и расселились по северу и северо-востоку от своих близких родственников эвенков. В те времена эвены соседствовали с чукчами, якутами и коряками. Эвены и эвенки имеют общий этногенез, родственные связи и, как следствие, схожие ремесла.

Какой из этих обрядов является традиционным у коряков на свадебной церемонии?

а. Ритуал слез

б. Почернение невесты

в. Кормление огня

г. Традиция поцелуев

Правильный ответ: а

Корякская свадьба начинается задолго до праздничного торжества. В конце 19-го начале 20-го века еще были сильны традиции, когда жених должен был «отработать» свою невесту в хозяйстве будущего тестя. Но и после этого молодые должны были пройти ряд обрядов, которые по верованиям коряков несли зарождающейся семье счастье и благополучие. Родственники со стороны невесты одевают, наряжают девушку в традиционный национальный свадебный наряд, и выводят на улицу. Под звуки бубна исполняется танец. Жених одет в национальную одежду. Под сопровождение мужских напевов исполняется танец жениха с родственниками, друзьями. Обряд «Камлание». По кругу костра разложены продукты для «кормления» огня. Обряд проводит старый шаман. Во время исполнения ритуального танца шаман подкармливает костер едой (что разложена по кругу костра). Когда еда заканчивается шаман и родители молодых подводят молодоженов к костру и дают знак, что надо класть оленьи кишки в костер. Молодожены делают это, шаман проводит второй обряд. Слышится корякская речь (в ней принимают участие шаман, новобрачные и родители). Все они сидят у костра. Невеста берет золу и натирает ей ладони, приговаривая о хорошей жизни с очагом семьи. На протяжении танца шаман следит за изготовлением кишок и как только они готовы, он предлагает их молодоженам. Молодожены танцуют свой первый брачный танец.

Ватутэл — напиток народов Крайнего Севера. Данный напиток является своего рода энергетическим, так как придает силы и улучшает настроение. Какую ягоду использовали для его приготовления?

а. Водянику

б. Бруснику

в. Морошку

г. Голубику

Правильный ответ: б

Ватутэл (брусничный чай) — напиток народов Крайнего Севера. «Брусничный» чай хорошо восстанавливает силы и снимает усталость. [Ительменки] …собирают полный на зиму запас четырех сортов ягод, а именно: жимолости, брусники, шикши и морошки (Г. Стеллер) При головных болях они повязывают голову компрессом из мороженой брусники и уверяют, что это средство дает быстрое облегчение (Г. Стеллер) От цынги пользуются листьем брусницы, которое к деснам прикладывают, и пьют декокт бруснишной травы и водяницы.

Сколько падежей существует в языках коряков и эвенов?

а. 11

б. 13

в. 6

Правильный ответ: б

В корякском языке 13 падежей: Абсолютный,Творительный, Местный, Дательный, Направительный, Продольный, Исходный, Совместный I, Совместный II, Сопроводительный, Касательный, Повествовательно-каузальный, Назначительный. В эвенском языке 13 падежей: Именительный, Винительный, Дательный, Творительный, Направительный, Местный, Совместный, Отложительный, Продольный, Исходный, Направительно-местный, Направительно-продольный, Назначительный.

Какой основной Закон действует при изучении разделов языкознания коренных малочисленных народов Севера Камчатского края?

а. Закон «Об образовании»

б. Закон «О языках коренных народов Севера Камчатского края»

в. Закон гармонии гласных

г. Закон «О северном оленеводстве в Камчатском крае»

Правильный ответ: в

В корякском языке действуют регулярные закономерности, определяющие характер звукового строя языка. В результате действия гармонии гласных определяются пары гласных фонем, в каждой из которых одна фонема принадлежит к первой серии, другая ко второй. В составе любого слова содержатся гласные либо только первой, либо только второй серии. В эвенском языке в слове наблюдается зависимость гласных последующего слога от гласных предыдущего слога. Разделение на 2 ряда. Первый – твердые гласные, или гласные заднего ряда. При произношении язык отодвинут сильно назад, а в передней части рта образуется резонатор, в результате чего звуки первого ряда приобретают напряженность и окраску. А второй ряд составляют мягкие гласные или гласные переднего ряда. В ительменском языке в слове существует по терминологии В.Г.Богораза:- группа — « слабые» гласные; — группа — « сильные» гласные. Первая группа является подчинённой, вторая группа является подчиняющей. Под действием гармонии гласных образуются пары гласных фонем, в каждой из которых одна фонема принадлежит к первой группе, другая — ко второй. Чаще всего любое слово содержит — гласные или первой группы, или — второй.

«Великая честь тому, кто всех перепляшет», — отмечает в своей книге «Описание земли Камчатки» Степан Петрович Крашенинников. Какой же народ воздавал своим танцорам такую честь?

а. Чукчи

б. Коряки

в. Ительмены

г. Курильцы

Правильный ответ: в

В 1988 году этот реконструированный древний обрядовый праздник прошел на берегу реки Ковран в месте компактного проживания ительменов, а сегодня этот праздник перешагнул границы Камчатского полуострова. Он известен не только в России, но и за рубежом. В 2015 году «Алхалалалай» провели в с. Мильково Мильковского района и с. Тигиль Тигильского района, в местах где издревле проживали ительмены. Обрядовый ительменский праздник «Алхалалалай» вошел в сформированный Министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *