Каждый год с 1 сентября по 30 июня в России проходит Всероссийская олимпиада школьников. Ученикам предлагаются задания по 24 предметам школьной программы, среди которых: математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.
Цель олимпиады — выявление одаренных детей на раннем этапе для их дальнейшей поддержки и формирования индивидуального направления их развития.
Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Дипломы победителей и призеров олимпиады, действующие четыре года, дают право поступления в ведущие вузы России без экзаменов по соответствующему профилю.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность стать участниками учебно-тренировочных и установочных сборов по подготовке и формированию сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.
С сентября по октябрь включительно проводится школьный этап, участниками которого становятся учащиеся 5-11 классов со всех регионов страны. Для русского языка и математики делается исключение, по этим предметам участвовать можно уже с 4-го класса.
Чтобы принять участие в олимпиаде, ребята должны заявить об этом классному руководителю или сотруднику школы, который отвечает за олимпиады.
Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на главной странице сайта олимпиады
Предлагаем вам вопросы и ответы на школьный этап ВсОШ по русскому языку для 4 классов.
Ответы Всероссийской школьной олимпиады 2023-2024 по русскому языку для 4 классов
Задание 1
Ниже даны буквы русского алфавита. Укажите те из них, которые имеют названия, состоящие из нескольких букв.
1) А
2) У
3) Ь
4) Ъ
5) И
6) Й
7) Ш
8) Ю
9) Я
Ответ: 3,4,6,7.
За каждый верный ответ — 1 балл.
Если выбрано более 4-х ответов, выставляется 0 баллов.
Итого: 4 балла.
Задание 2
Прочитайте текст.
Вот и наступил сентябрь! Видишь, деревья желтеют, краснеют, готовятся к зиме. Скоро зима: вьюга, метель, тёмные ночи и сильный мороз. Но пока только льют дожди, холодает. Так и хочется лечь под тёплый плед, выпить горячего чайку и почитать хорошую книгу!
Выпишите из текста слова, в которых мягкий знак «ничего не смягчает и ничего не разделяет» (не обозначает мягкость предшествующего согласного и не играет разделительную роль). Слова пишите в той форме, в которой они стоят в тексте.
Ответ: Видишь, лечь
Итого: 2 балла за полностью правильный ответ.
Задание 3-4
Прочитайте предложения. В каждом из них пропущено одно и то же слово (А), а в предложении 3 – ещё и однокоренное ему слово (Б).
1) Сквозь открытые окна из сада веяло осенней свежестью и запахом (А)______.
2) Две двери, две печи, между которыми находится диван, по стенкам кресла, на столе две свечи и поднос с вареньем, мочёными (А)______ и пастилой.
3) Сегодня ещё эта глупая тётя при моём сыне сказала мне, намекая на моего отца, что (А)_____ от (Б)________ недалеко падает!
4) Всё началось с наследства, которое и стало (А)________раздора между братьями.
- Запишите пропущенное слово (А) в начальной форме.
- Запишите однокоренное ему слово (Б) в начальной форме.
Ответ:
3. Яблоко – 1 балл.
4.Яблоня/допустимо для 4 класса: яблонька – 1 балл.
Итого: 2 балла.
Задание 5
Прочитайте стихотворение А. Фета. Укажите, какие части речи ни разу не встретились в данном тексте.
Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Части речи:
1) местоимение
2) глагол
3) союз
4) предлог
5) имя прилагательное
6) имя существительное
Ответ: 1, 2 – по 1 баллу за вариант.
Если указано больше 2 вариантов, начисляются штрафные баллы − по 1 за каждый вариант. Минус баллов не ставится.
Итого: 2 балла.
Задание 6
В стихотворении Сергея Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер» есть такие строки:
На реке и треск и гром –
Ледоход и ледолом.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лёд – река пошла,
И бабуся поплыла.
Найдите в отрывке и выпишите из него однокоренное (и с исторической, и с современной точки зрения) слово (А) к выделенному в тексте слову ледоход.
Слово (А) выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Определить слово (А) вам помогут подсказки: отгадайте 4 загаданных слова (их нет в тексте стихотворения) − они являются однокоренными с (А).
Отгаданные слова 1–4 пишите в начальной форме.
(А)_________________
(1) ____________________ «то же, что закат солнца» (существительное, 5 букв)
(2) ___________________ «пространство дома/квартиры, располагающееся сразу после входной двери» (существительное, 8 букв)
(3) _______________ «шесты с набитыми дощечками (приступками), встав на которые, ходят, переставляя шесты и делая большие шаги» (существительное в форме мн. ч., 6 букв)
(4) _______________ форма 3 л. ед. ч., исключительно многозначный глагол русского языка (4 буквы), одно из значений которого в указанной форме – «[что-то] показывается в кино, театре, на телевидении».
Модель ответа и критерии оценки:
(А) пошла – 1 балл
1) заход – 1 балл
2) прихожая – 1 балл
3) ходули – 1 балл
4) идти – 1 балл
Пояснение.
Итого: 5 баллов.
Задание 7
Ниже в таблице приведены данные о сочетаемости прилагательных дворовый, домашний, комнатный, уличный с другими словами. В таблице эти прилагательные обозначены буквами А–Г (в произвольном порядке).
Если в Национальном корпусе русского языка1 прилагательное встретилось с существительным, приведённым в первой строке таблицы (указывается в начальной форме), то в соответствующей ячейке стоит знак «+». Если сочетание не встретилось, стоит знак «−».
…собака | …пёс | …температура | …очаг | |
А | + | — | + | — |
Б | + | + | + | + |
В | + | + | + | — |
Г | + | + | — | — |
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) − это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Соотнесите прилагательные из списка с буквами А–Г:
дворовый: __
домашний: __
комнатный: __
уличный: __
Модель ответа и критерии оценки
дворовый: Г
домашний: Б
комнатный: А
уличный: В
За каждый верный ответ − 2 балла.
Итого: 8 баллов.
Задание 8-9
Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.) и выполните задания.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…»
8. Заполните пропуски. Ответы записывайте в той форме, в которой указано в задании.
Существительное (1)________ (укажите в начальной форме ), которое мы встречаем в данном тексте, исторически родственно слову «чудо», но начинается в современном языке с другой буквы и содержит такие же две буквы (2)______ после корня (укажите только буквы без дополнительный слов, символов и пробелов), которые мы видим в формах (3) _____________ числа слова «чудо». В тексте также встречаем прилагательное, которое в этом фрагменте имеет значение «исходящая от бога, высшая» (4)____________ (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте) с теми же буквами, что в (2), но другим корнем. Это прилагательное образовано от слова (5)___________ (укажите начальную форму слова).
9. Архаизмы – это устаревшие слова, вместо которых сейчас употребляются современные синонимы. Например, вместо архаизма око употребляется слово глаз. Какой современный синоним употребляется вместо слова чело?
Модель ответа и критерии оценки:
8. 1) кудесник
2) ес
3) множественного
4) небесною
5) небо/небеса
За каждый верно заполненный пропуск – по 1 баллу (всего 5 баллов).
9. Лоб.
За правильный ответ – 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Задание 10-11
Прочитайте предложения.
1) Даже самый пытливый человеческий ум не способен предугадать все сюрпризы природы.
2) Сидеть почти неподвижно в течение утомительно долгого перелёта на Кубу было сущей пыткой.
- Какие слова в двух текстах являются однокоренными? Выпишите слова в той форме, в какой они стоят в тексте.
Ответ и критерии оценки:
пытливый, пыткой – 2 балла за точное совпадение.
- Выберите из списка синонимы, которыми можно объяснить значение найденного вами слова из предложения № 1:
1) внимательный
2) весёлый
3) практичный
4) счастливый
5) чудесный
6) оригинальный
7) любознательный
Ответ и критерии оценки: 1, 7.
За каждый верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ вычитается 1 балл.
Итого: 2 балла.
Задание 12
Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.
Русский | Белорусский |
порог | парог |
ритм | рытм |
миска | мiска |
корова | карова |
собака | сабака |
лист | лiст |
парик | парык |
Переведите на белорусский язык слова гриб, золото, голова.
*Знание белорусского языка для решения задания не требуется.
Модель ответа и критерии оценки:
Гриб – грыб (1 балл)
Золото – золата (1 балл)
Голова – галава (1 балл)
Итого: 3 балла.
Пояснение:
И (после р) – ы
В остальных случаях – i
О под ударением – о
О без ударения – а