Всероссийская олимпиада школьников – Русский язык. 2023-2024 учебный год. 11 класс. Вопросы и ответы. Школьный этап.

 

ВСОШ 2023-2024 учебный год

Каждый год с 1 сентября по 30 июня в России проходит Всероссийская олимпиада школьников. Ученикам предлагаются задания по 24 предметам школьной программы, среди которых: математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Цель олимпиады – выявление одаренных детей на раннем этапе для их дальнейшей поддержки и формирования индивидуального направления их развития.

Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Дипломы победителей и призеров олимпиады, действующие четыре года, дают право поступления в ведущие вузы России без экзаменов по соответствующему профилю.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность стать участниками учебно-тренировочных и установочных сборов по подготовке и формированию сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.

С сентября по октябрь включительно проводится школьный этап, участниками которого становятся учащиеся 5-11 классов со всех регионов страны. Для русского языка и математики делается исключение, по этим предметам участвовать можно уже с 4-го класса.

Чтобы принять участие в олимпиаде, ребята должны заявить об этом классному руководителю или сотруднику школы, который отвечает за олимпиады.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на главной странице сайта олимпиады https://vserosolimp.edsoo.ru.

Предлагаем вам вопросы и ответы на школьный этап ВсОШ по русскому языку для 11 классов.

Ответы Всероссийской школьной олимпиады 2023-2024 по русскому языку для 11 классов

Задание 1

В «Памятниках московской деловой письменности XVIII века», содержащих различные материалы о жизни и быте москвичей того времени, в одном из писем княжны Екатерины Куракиной читаем: «А бабушка гсдрь батюшка в канешнаи балезни». Спустя некоторое время княжна сообщает отцу: «Взялъ атъ меня господь богъ миластиваю маю гсдрыню бабушку… А канъчина ее была сего июля 16».

  1. Напишите, что значит в письме княжны (в) канешнаи (балезни). Кратко поясните своё решение.

Ответ:

(в) канешнаи (балезни) – значит буквально «в конечной», то есть в болезни, которая ведёт к концу (смерти).

  1. Колебание в произношении какой группы согласных иллюстрирует это слово? Приведите по одному примеру слов современного русского языка, иллюстрирующих разное произношение искомого буквосочетания.

Ответ:

Это слово иллюстрирует колебание в произношении группы согласных чн (исторически чьн): как [чн] или [шн]. В современном русском языке произношение [шн] нормативно, например, в словах конечно, нарочно, отчествах типа Никитична, Ильинична и ряде других слов; произношение [чн] нормативно, например, в словах коричневый, конечный и др. В редких случаях разное произношение требуется в разных контекстах: (явиться) к шапо[шн]ому разбору, шапо[шн]ое знакомство и шапо[чн]ый отдел в магазине.

  1. Какая особенность московского произношения гласных нашла отражение в письме княжны? Приведите два (любых) примера из текста отражения на письме этой особенности.

Ответ:

В письме княжны нашла отражение такая особенность московского произношения гласных, как аканье. Оно представлено, например, в словах канешнаи, балезни, атъ, миластиваю, маю, канъчина.

Критерии оценивания:

  • за правильное указание буквального значения слова (в) канешнаи – 2 балла;
  • за правильный комментарий к этому значению – 2 балла;
  • за правильное указание вариативного буквосочетания – 2 балла, за указание его исторического варианта – 3 балла;
  • за примеры из современного русского языка – по 1 за каждый;
  • за упоминание вариантов типа шапо[шн]ый / шапо[чн]ый – 2 балла;
  • за правильное указание московской особенности произношения гласных – 1 балл;
  • за примеры аканья из текста – по 1 баллу за каждый.

Итого: 16 баллов

Задание 2

Юный лингвист Михаил изучал словообразование в русском языке, для чего выписал несколько предложений с заинтересовавшими его словами (выделены жирным курсивом):

1) Новая столовая работает до восьми часов вечера.
2) Наша сборная успешно выступила на чемпионате юниоров.
3) На выборах в парламент победили левые.
4) Съестное было припасено на три дня.

Напишите, образование слов какой части речи изучал Михаил. Каким способом образованы эти слова?
В одном из примеров выделенное слово образовано несколько иначе, чем в двух других. Напишите номер этого примера и объясните специфику образования соответствующего слова.

Ответ:

Михаил изучал образование имён существительных.
Эти слова образованы путём перехода из имён прилагательных / субстантивации.

Несколько иначе, чем в двух других, образовано выделенное слово в примере № 2.
Специфика его образования заключается в том, что в качестве мотивирующей / производящей базы выступает не отдельное прилагательное, а словосочетание модели «имя прилагательное + имя существительное» (в данном случае сборная команда → сборная).

Критерии оценивания:

за верное указание на объект изучения (образование имён существительных) – 2 балла;
за верное указание на способ словообразования – 3 балла (использование термина «субстантивация» необязательно);
за верное указание номера примера со спецификой в словообразовании – 2 балла;
за верное описание специфики словообразования в примере № 2 – 5 баллов.

Итого: 12 баллов.

Задание 3

  1. Во многих словах русского языка есть историческое чередование [г] // [ж] (друг – дружба, круг – кружок и под.).
    Причина перехода [г] в [ж] изначально чисто фонетическая (первая палатализация — изменение заднеязычных в позиции перед гласными переднего ряда и j).
    Однако в современном русском языке в ряде случаев это чередование может быть связано с различением лексико-грамматических категорий отдельных словоформ.

Напишите, для различения какой лексико-грамматической категории служит чередование [г] // [ж] в глаголах типа прибегать – прибежать.

Ответ:

Чередование [г] // [ж] в глаголах типа прибегать – прибежать служит для различения несовершенного (с [г]) и совершенного (с [ж]) вида глаголов. 

  1. Юный лингвист Пётр в статье по лингвистике прочитал об одном из актуальных процессов в морфологии современного русского языка.

Проанализируйте примеры этого процесса из данной статьи и напишите:
1) в чём именно состоит этот процесс;

Ответ: В целом данный процесс заключается в активизации более коротких форм

2) какие конкретно грамматические формы он охватывает.

Ответ:

Примеры более частотных формГрамматическая форма, для которой характерен данный процесс
шаровар (ср. шароваров)

простынь (ср. простыней)

Родительный падеж множественного числа имён существительных
достичь (ср. достигнуть)Инфинитив / неопределённая форма глагола
откупорь (ср. откупори)Повелительное наклонение глагола
свойствен (ср. свойственен) родствен (ср. родственен)Краткая форма качественных имён прилагательных

Критерии оценивания:

 

за верное указание роли чередования [г] // [ж] в глаголах – 2 балла;
за верное описание процесса в п. 2 – 3 балла;
за верное определение грамматической формы – по 2,5 балла за каждую (1 балл за указание части речи + 1,5 балла за грамматическую характеристику).

Итого: 15 баллов.

Задание 4

Напишите кратко, что значат выделенные жирным шрифтом слова.

1) По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами…(А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»)

Ответ: ломовая дрога — длинная телега без кузова

2) А впереди ещё предстоит концерт в пользу недостаточных интеллигентных тружениц, а там ещё белый бал… (А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»)

Ответ: недостаточный – не имеющий достатка, бедный, небогатый

3) Утёк, подлец! Ужо, постой, // Расправлюсь завтра я с тобой! (А.А. Блок, «Двенадцать»)

Ответ: утечь – спастись бегством / убежать

4) Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый // Бог весть с какой далёкой стороны. (С.А. Есенин, «Русь Советская»)

Ответ: пилигрим – путешественник / скиталец / паломник / богомолец

Критерии оценивания:  за верное толкование значения – по 3,5 балла за каждое слово.

Итого: 14 баллов.

Задание 5

В лингвистике наряду с лексической есть и синтаксическая омонимия.
А.В. Гладкий выделил несколько типов синтаксической омонимии.

Распределите предложения (1)-(6) по указанным типам синтаксической омонимии. Укажите для каждого предложения, в чём именно она заключается.

Составьте по одному собственному предложению в качестве иллюстрации каждого типа.

Тип синтаксической

омонимии

Описание
СтрелочнаяМожно по-разному установить синтаксические связи между словами, то есть для зависимого слова можно найти разных «хозяев».
РазметочнаяМожет возникать за счёт различной интерпретации (разметки) формы или синтаксической связи.
КонституентнаяРядом расположенные слова могут по-разному объединяться в группы.

Предложения для анализа:
(1) Преследование тигра закончилось неудачей.
(2) Я вижу только два дерева.
(3) Он не выучил правила.
(4) Сергей вернулся из командировки в Москву.
(5) В концерте приняли участие известные поэты и композиторы.
(6) Он умеет заставить себя слушать.

Тип синтаксической

омонимии

Номера предложенийОписание омонимичных фрагментовСобственный пример
Стрелочная4вернулся куда? в Москву

из командировки какой? / куда? в Москву

 
6заставить кого? себя

слушать кого? себя

Разметочная1преследование тигра — тигр преследовал или его преследовали 
3не выучил правила – одно или все
Конституентная2только два (два, а не больше)

два дерева (только деревья и ничего больше)

 
5известные поэты и композиторы — известные только поэты или и композиторы тоже

Критерии оценивания:

за верное отношение предложения к типу синтаксической омонимии – по 1 баллу;
за правильное описание омонимичных фрагментов – по 1,5 балла за каждое;
за корректный собственный пример – по 1 баллу за каждый.

Итого: 18 баллов

Задание 6

Иордан же рѣка течет быстро, бреги же имать об онъ полъ прикруть, а отсуду пологы. Вода же мутна велми и сладка пити, и нѣсть сыти пиюще воду ту святую. Ни с нея болѣть, ни пакости во чревѣ человѣку. Всѣм же есть подобенъ Иордан к рѣцѣ Сновьсѣй – и вширѣ, и въглубле, и луково течет и быстро велми, якоже Сновь рѣка.

Запишите этот текст в современной орфографии и с соблюдением современных грамматических норм.

Ответ:

Река Иордан течёт быстро, берега же её с той стороны крутые, а отсюда — пологие. Вода очень мутная и вкусная для питья; не насытиться, когда пьёшь воду ту святую. От неё – ни болезни, ни расстройства желудка у человека. Всем похож Иордан на реку Сновь — и шириной, и глубиной, и тем, что петляет и очень быстро течёт, как и Сновь-река.

Критерии оценивания: за очевидные ошибки перевода из этого числа вычитается по 1 баллу за ошибку.

Итого: до 15 баллов.

Задание 7

Там, где это нужно, вставьте буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
С помощью соединительного знака (/), или разделительного знака(Z), или дефиса покажите выбор слитного, или раздельного, или дефисного написания.

Ответ:

Профессия педагога — как много сказано и написано о ней! Да, она (-) одна из самых древних профессий, да, она (-) одна из самых сложных профессий… Учитель не Z просто наполняет суммой знаний своего ученика, он формирует личность ребёнка будущего гражданина своей страны. А по/тому во Z все времена обучением и воспитанием учащихся занимались самые знающие, опытные и способные люди. Так, в странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции наиболее умные и талантливые горожане. На Руси учителей называли мастерами грамоты. Именно по/этому профессию учителя считают матерью всех профессий. И это действительно так: учитель первым открывает детям жизненные горизонты, учит их добру, правде, справедливости, отзывчивости, он в/месте с семьёй формирует нравственные ценности человека. От Z того, каким человеком станет выпускник школы, во многом зависит не только его персональное будущее, но и будущее всего человечества.

Критерии оценивания:
за орфографию – 5 баллов при отсутствии ошибок (за каждую ошибку снимается 0,5 балла);
за пунктуацию – 5 баллов при отсутствии ошибок (за каждую ошибку снимается 0,5 балла).

Итого: 10 баллов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *