Каждый год с 1 сентября по 30 июня в России проходит Всероссийская олимпиада школьников. Ученикам предлагаются задания по 24 предметам школьной программы, среди которых: математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.
Цель олимпиады – выявление одаренных детей на раннем этапе для их дальнейшей поддержки и формирования индивидуального направления их развития.
Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Дипломы победителей и призеров олимпиады, действующие четыре года, дают право поступления в ведущие вузы России без экзаменов по соответствующему профилю.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность стать участниками учебно-тренировочных и установочных сборов по подготовке и формированию сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.
С сентября по октябрь включительно проводится школьный этап, участниками которого становятся учащиеся 5-11 классов со всех регионов страны. Для русского языка и математики делается исключение, по этим предметам участвовать можно уже с 4-го класса.
Чтобы принять участие в олимпиаде, ребята должны заявить об этом классному руководителю или сотруднику школы, который отвечает за олимпиады.
Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на главной странице сайта олимпиады https://vserosolimp.edsoo.ru.
Предлагаем вам вопросы и ответы на школьный этап ВсОШ по русскому языку для 5-6 классов.
Ответы Всероссийской школьной олимпиады 2023-2024 по русскому языку для 5-6 классов
Задание 1
Прочитайте предложения.
1) – Не беспокойтесь, я буду молчать как _____. [Николай Носов. «Весёлая семейка» (1949)] 2) После восьми часов ____ уходила отсюда – между причалом и деревней начинал тарахтеть речной трамвайчик, появлялись моторные лодки. [Юрий Трифонов. «Обмен» (1969)] 3) ____ была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост. [А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)] 4) Победу одерживает игрок, выкладывающий фишку, после которой у других участников нет соответствующих комбинаций для продолжения состязания. Именно этот блокирующий ход в игре называется __________. (Из правил игры в домино) |
1. Во всех примерах пропущено одно и то же слово (форма слова в одном
предложении отличается). Запишите это слово в начальной форме.
2. В одном из примеров это слово входит в состав фразеологизма. Какой
глагол использован в этом фразеологизме? Ответ запишите в начальной
форме.
Ответы:
1. Рыба – 1 балл
2. Молчать – 1 балл
Итого 2 балла.
Задания 3–4
Прочитайте предложения.
1) В поле обнаружили мы лошадей и пытались их ловить, но нашли их столь пугливыми и осторожными, что никак не могли поймать ни одной. [В.М. Головнин. (1813)] 2) Дети знают, зачем они учат язык, приобретают опыт общения со сверстниками, а для учителя – это шанс увидеть всё, чему он обучает детей. [Форум: Были вы в стране преподаваемого языка? (2008–2011)] |
3 задание:
Найдите в этих текстах два слова (глагол и существительное), которые
являются историческими родственниками, но не являются родственными
в современном русском языке.
Выпишите слова в той форме, в какой они стоят в тексте. Каждое слово
в отдельное поле для ответа.
Ответ:
Пытались, опыт – 2 балла за точное совпадение.
4 задание:
Выберите из списка синонимы, которыми можно объяснить значение
найденного вами слова из предложения № 1:
1) стремиться
2) пробовать
3) изучать
4) ловить
5) схватить
6) стараться
7) смотреть
Ответ:
1,2,6.
За каждый верный ответ – 1 балл.
Если указано более 3-х ответов – 0 баллов.
Итого: 3 балла.
Задание 5
В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» есть такие строки:
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась
из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты
тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным
холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, въехал в овраг,
перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и
оказался в лесу.
В тексте в одном из предложений употреблены существительные-антонимы.
Запишите один из антонимов (А) (в начальной форме). Для этого определите
для него исторически родственные слова с опорой на данные ниже значения.
Запишите найденные слова в начальной форме.
Слово (А)____________________:
1) ________________ «устройство, предназначенное для отопления
помещений с использованием электроэнергии» (12 букв)
2) ____________ «беда, скорбь» (4 буквы)
3) ____________ сказочная птица
4) ____________ «палёный, жжёный» (слово без приставки, 7 букв)
5) ________________ «уничтожающий все вокруг огонь» (5 букв)
Ответ:
(А) жар – 1 балл
1) Обогреватель – 1 балл
2) Горе – 1 балл
3) Жар-птица – 1 балл
4) Горелый – 1 балл
5) Пожар – 1 балл
Итого: 6 баллов.
Задания 6–7
В таблице ниже приведены корпусные1 данные о сочетаемости прилагательных,
образованных от существительных арбуз, каштан, лимон (в таблице эти существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим).
От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью
суффиксов Х и Y.
Как образовано прилагательное | Сколько раз прилагательное встретилось с приведёнными существительными | |||
Слово, от которого образовано прилагательное | Суффикс, с помощью которого образовано прилагательное | …корка | …дерево | …волос |
А | X | 1 | 68 | 313 |
А | Y | 0 | 0 | 0 |
Б | X | 0 | 2 | 0 |
Б | Y | 50 | 111 | 0 |
В | X | 0 | 0 | 0 |
В | Y | 96 | 0 | 0 |
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационносправочная система, основанная на собрании текстов на русском языке
в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных
исследований и обучения языку.
6 задание:
Соотнесите слова арбуз, каштан, лимон с буквами А–В.
Ответ:
арбуз: В
каштан: А
лимон: Б
За каждый верный ответ — по 1 баллу, всего 3 балла.
7 задание:
Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y? Запишите только сами
суффиксы.
Ответ:
X: ов (принимается -ов-)
Y: н (принимается -н-)
За каждый верный ответ — по 2 балла, всего 4 балла.
Итого: 7 баллов.
Задание 8
Укажите строку, в которой все глаголы – II-го спряжения.
1) Молчать, спать, гореть, кричать;
2) Терпеть, вертеть, дышать, стелить;
3) Пить, жить, лить, топить;
4) Хотеть, есть, дать, бежать.
Ответ: 1. (2 балла).
Пояснения:
Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно
поставить его в форму 3-го лица мн. ч.
Затем:
если слышим -ут (-ют), — это I спряжение;
если слышим -ат (-ят), — это II спряжение.
В 1 строке даны глаголы на -еть и -ать с УДАРНЫМ личным окончанием:
молчАт, спЯт, горЯт, кричАт. По окончаниям глагола видно, что все они II-го
спряжения.
Задания 9–11
Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
(1822 г.) и выполните задания.
(1) Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
(2) И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
(3) Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
9 задание: В тексте встречаем два исторически родственных слова:
существительное а)__________ (укажите в той форме, в которой слово употреблено
в тексте) и прилагательное б)______________ (укажите в той форме,
в которой слово употреблено в тексте), которое образовано от другого
существительного (не из данного фрагмента) в)___________. В современном
русском языке это существительное (в) может обозначать перепалку, ссору,
ругань, а раньше имело значение, близкое к значению слова г) ________,
употреблённого в третьей строфе.
Ответы:
а) бронёй/броней
б) бранному
в) брань
г) сеча
За каждый верно заполненный пропуск – по 1 баллу. (Всего 4 балла)
10 задание: Выпишите из текста слово, которое обозначает древнее оружие,
представляющее собой сложенный петлёю ремень (слово запишите в той
форме, в которой оно дано в тексте).
Ответ: Пращ
За правильный ответ – 1 балл.
11 задание: Ознакомьтесь со статьёй этимологического словаря Н.М. Шанского,
в которой описано происхождение одного из слов, употреблённого
в рассматриваемом фрагменте «Песни о вещем Олеге».
Общеслав. Суф. производное (суф. -н-, ср. чёрный) от той же основы, что сивый, сиять (см.). Буквально — «блестящий, сияющий». |
Что это за слово? _________________ (укажите в начальной форме)
Ответ: Синий
За правильный ответ – 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Задание 12
Есть такой анекдот.
Жена говорит мужу:
– Полей цветы.
Муж (не отрываясь от газеты):
– Лесов деревья.
На каком языковом явлении построен этот анекдот? Выберите правильный
вариант ответа:
1) синонимия
2) антонимия
3) использование фразеологизмов
4) омонимия
5) повторение частей речи
6) однородные члены предложения
Ответ: 4 (1 балл)
Задания 13–14
Перед вами – график, на котором отражена некоторая закономерность:
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом
зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе
будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, а слово «соль» – пятнадцати;
словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
13 задание: Выберите из приведённых ниже букв только ДВЕ, которые в данной
системе будут соответствовать наибольшим числам:
1) а
2) г
3) ж
4) и
5) к
6) ъ
7) ь
8) ы
Ответ: 6, 7.
2 балла за полностью верный ответ, 0 баллов при наличии хотя бы одной
ошибки.
Пояснение:
Данная задача строится на следующем принципе: каждой букве соответствует число, совпадающее с количеством звуков в названии этой буквы. Каждому слову соответствует число, равное сумме числовых значений составляющих его букв. Чтобы узнать это число, нужно затранскрибировать название буквы, например: мама = 6 (2 [эм] + 1 [а] + 2 [эм] + 1 [а]).
14 задание: Зашифруйте слова:
трава (укажите число)
конь (укажите число)
Ответ:
Трава – 8.
Конь – 15.
По 1 баллу за слово. Итого 2 балла.
Комментарий:
Трава: 2 [тэ] + 2 [эр] + 1 [а] + 2 [вэ] + 1 [а] = 8
Конь: 2 [ка] + 1 [о] + 2 [эн] + 10 [м’а́х’к’иj зна́к] = 15
Задания 15–16
Прочитайте данные ниже предложения.
Из каждого предложения выпишите по два слова, которые являются историческими родственниками. Выпишите все слова в той форме, в какой они стоят в тексте.
15 задание:
Официант в ресторане гостиницы, наливающий в тарелку суп, внимателен, как лаборант, значителен, как судья, сосредоточен, как Флобер в кресле с мягкой подстилкой за письменным столом. [Рецепты национальных кухонь: Франция (2000–2005)]
Ответ:
Подстилкой, столом.
За полностью верный ответ – 2 балла.
16 задание:
Материнской заботой окружили Андрюшу бабушки, принесли и застелили свежее постельное бельё, повели в красный уголок совхозной гостиницы, накормили остатками ужина, вкусного, мясного, пахучего. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998]
Ответ:
Застелили, постельное.
За полностью верный ответ – 2 балла.
Задание 17
Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.
Русский | Белорусский |
грива | грыва |
мирить | мiрыць |
молоть | малоць |
пирог | пірог |
бодать | бадаць |
миска | мiска |
Переведите на белорусский язык слова:
подвал, поливать, скрипач, писáть
Знание белорусского языка для решения задания не требуется.
Ответ:
Подвал – падвал (1 балл)
Поливать – палiваць (1 балл)
Скрипач – скрыпач (1 балл)
Писать – пiсаць (1 балл)
Итого: 4 балла.
Пояснение:
И (после р) – ы
В остальных случаях – i
О под ударением – о
О без ударения – а
Ть – ць