Всероссийская олимпиада школьников – Русский язык. 2023-2024 учебный год. 7 — 8 классы. Вопросы и ответы. Школьный этап.

 

ВСОШ 2023-2024 учебный год

Каждый год с 1 сентября по 30 июня в России проходит Всероссийская олимпиада школьников. Ученикам предлагаются задания по 24 предметам школьной программы, среди которых: математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Цель олимпиады – выявление одаренных детей на раннем этапе для их дальнейшей поддержки и формирования индивидуального направления их развития.

Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Дипломы победителей и призеров олимпиады, действующие четыре года, дают право поступления в ведущие вузы России без экзаменов по соответствующему профилю.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность стать участниками учебно-тренировочных и установочных сборов по подготовке и формированию сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.

С сентября по октябрь включительно проводится школьный этап, участниками которого становятся учащиеся 5-11 классов со всех регионов страны. Для русского языка и математики делается исключение, по этим предметам участвовать можно уже с 4-го класса.

Чтобы принять участие в олимпиаде, ребята должны заявить об этом классному руководителю или сотруднику школы, который отвечает за олимпиады.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на главной странице сайта олимпиады https://vserosolimp.edsoo.ru.

Предлагаем вам вопросы и ответы на школьный этап ВсОШ по русскому языку для 7 — 8 классов.

Ответы Всероссийской школьной олимпиады 2023-2024 по русскому языку для 7 — 8 классов

Задание 1-6

Прочитайте текст с пропущенными словами.
В русском языке есть слово (1) со значением «жидкость, содержащаяся в клетках, тканях и полостях растительных и животных организмов». Этому слову исторически родственно название растения из семейства бобовых (2), из которого делают кашу и суп. В честь этого растения получил родовое прозвище известный римский оратор (3). В это же этимологическое гнездо входят прилагательное (4), обозначающее обилие (1), глагол (5), обозначающий медленное движение жидкости малыми объёмами (возвратный глагол без приставки). Слово (6), обозначающее канун Рождества, тоже исторически родственно приведённым выше словам.
Запишите отгаданные слова 1–6 в начальной форме.

Ответ и критерии оценки:
(1) сок
(2) чечевица
(3) цицерон
(4) сочный
(5) сочиться
(6) сочельник

По 1 баллу за каждое слово.

Итого: 6 баллов

Задание 7–8

В таблице ниже приведены корпусные1 данные о сочетаемости прилагательных,
образованных от существительных апельсин, банан, лимон (в таблице эти
существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим).
От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью
суффиксов Х и Y.

Как образовано прилагательное Сколько раз прилагательное
встретилось с приведёнными
существительными*
Слово, от которого
образовано
прилагательное
Суффикс, с помощью
которого образовано
прилагательное
… цвет …сок … корка
А Х 63 323 50
А Y 0 0 0
Б Х 16 10 74
Б Y 27 230 87
В Х 0 0 3
В Y 1 0 7

1 Поиск вёлся по основному корпусу НКРЯ. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

7. Соотнесите слова апельсин, банан, лимон с буквами А–В.
апельсин: __
банан: __
лимон: __

Ответ и критерии оценки:
апельсин: Б
банан: В
лимон: А
За каждый верный ответ – по 1 баллу, всего 3 балла.

8. Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y? Запишите только сами суффиксы. 
X: __
Y: __

Ответ и критерии оценки:
X: н (принимается -н-)
Y: ов (принимается -ов-)
За каждый верный ответ – по 2 балла, всего 4 балла.

Итого: 7 баллов

Задание 9

Внимательно прочитайте следующие сочетания:
1) под сопровождение камерного оркестра;
2) под столом из красного дерева;
3) под облаком из белой ваты;
4) под нависшей пеленой бархата.
Одно из сочетаний является лишним, укажите его номер.

Ответ и критерии оценки:
Ответ: (1 балл).

Пояснения:
Лишним является сочетание под сопровождение камерного оркестра, поскольку в нём предлог под обозначает не физическое нахождение снизу, как в остальных  конструкциях, а сопровождение, дополнение, аккомпанемент. В примере 1 предлог употребляется с винительным, а не с творительным падежом.

Задание 10–12

Прочитайте текст и выполните задания.

Слышав же мужь той рече: «Благослови мя, честный отче, се убо
приидохъ помолитися Всемилостивому Спасу и Пречистой его
Богоматери и твоей святыни поклонитися». Преподобный же рече:
«Откуду, чадо, шествуеши долготу пути своего? Коего града и коей веси?
И коея потребы ищеши во святѣй обители сей?».

10. Найдите в тексте слово, в котором с исторической точки зрения можно
выделить две приставки. Выпишите это слово в той форме, в которой оно
встречается в тексте.

Ответ и критерии оценки:  Преподобный, 1 балл.

11. Заполните пропуски, записав ВСЕ слова в начальной форме.
В тексте встречается существительное а) __________ (укажите слово в начальной форме в современной орфографии), которое исторически родственно глаголу б) __________, известному по фразеологизму «(б)_______ в (в) __________».
К этому же этимологическому гнезду относится слово г) __________ с приставкой не-, которое в современном русском языке чаще всего является определением к слову остров.

Ответ и критерии оценки:
а) обитель
б) витать
в) облако
г) необитаемый
За каждый верно заполненный пропуск – по 1 баллу. (Всего 4 балла).

12. Выберите верный перевод фразы «Коего града и коей веси?»
а) Сколько виноград весил?
б) Какой город над всей?
в) Из какого города и какого сословия?
г) Из какого города и какого селения?

Ответ и критерии оценки:  г. (1 балл)

Итого за задание: 6 баллов.

Задание 13

Соотнесите пословицы и их обобщённые смысловые соответствия.
Пословицы:
1) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2) Делу – время, потехе – час.
3) Назвался груздем – полезай в кузов.
4) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
5) Сделал дело – гуляй смело.
6) Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

 

Обобщённые смысловые соответствия:
А. Лучше успех в небольшом деле, чем неудача в большом.
Б. Если пообещал что-то сделать, нужно делать.
В. Дела и работа более важны, чем отдых.

Ответ и критерии оценки:
А 1,4
Б 3,6
В 2,5

За каждое верное соответствие – 1 балл.

Итого: 6 баллов.

Задание 14

В рассказе М.М. Зощенко «Калоши и мороженое» говорится о том, как дети
продали чужие калоши, чтобы купить мороженое, и были за это наказаны
родителями. В рассказе есть такие строки:
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лёлей
действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий
раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко
старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какоето сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей
привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли когонибудь?
Найдите в тексте и запишите слова (А) и (Б), исторически родственными
которым являются слова, данные ниже.
Слову (А) родственны слова 1), 2), 3), а слову (Б) – 4), 5), 6).

Заполните все пропуски словами в начальной форме.

Слово (А)____________:
1) __________ – такой бывает воздух в обычный зимний день,
2) __________ – зябнуть (слово без приставки, 8 букв),
3) __________ – крайне противный; скверный.

Слово (Б)____________:
4) __________ – целебное растение; то же, что лакрица,
5) __________ – разновидность закуски, может быть холодным и тёплым,
6) __________ – омоним к слову со значением «зарубежный дипломатический
представитель высшего ранга».

Примечание. Слово (А) и слово (Б) являются одной и той же частью речи, не
имеют форм множественного числа.

Ответ и критерии оценки:
(А) мороженое – 1 балл (прилагательное мороженый не засчитывается как
правильный ответ).
(Б) сладкое – 1 балл (прилагательное сладкий не засчитывается как правильный
ответ).
1) морозный – 1 балл
2) мёрзнуть, мерзнуть – 1 балл
3) мерзкий – 1 балл
4) солодка – 1 балл
5) салат – 1 балл
6) посол – 1 балл

Итого: 8 баллов.

Задание 15

Перед вами график, на котором отражена определённая закономерность.

ВСОШ график 7-8 класс

Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы»
одиннадцати.
Выберите из приведённых ниже слов, обозначающих названия букв, три,
обладающие наибольшим числовым значением в данной системе:
1) эль
2) твёрдый знак
3) эм
4) эф
5) ё
6) я
7) ы
8) о
9) че

Ответ и критерии оценки: 1, 2, 9.
За полностью верный ответ – 3 балла, при наличии хотя бы одной ошибки – 0
баллов.
Пояснение: Данная задача строится на следующем принципе: каждой букве
соответствует число, совпадающее с количеством звуков в названии этой
буквы. Каждому слову соответствует число, равное сумме числовых значений
составляющих его букв. Чтобы узнать это число, нужно затранскрибировать
название буквы, например: мама = 6 (2 [эм] + 1 [а] + 2 [эм] + 1 [а]).

Для данных в задании слов, обозначающих названия букв, числовые соответствия будут такими:
1) эль (1+2+10 = 13)
2) твёрдый знак (2+2+2+2+2+1+9+2+2+1+2 = 27)
3) эм (1+2 = 3)
4) эф (3)
5) ё (2)
6) я (2)
7) ы (1)
8) о (1)
9) че (2 + 2 = 4)
Пояснение: Слова, данные в задании, необходимо разделить на буквы и
анализировать буквы по отдельности. Количество звуков внутри слова Че (2)
не должно вводить в заблуждение – для определения числового значения этого
слова сложим числовые значения букв ч (2) и е (2)=4.

Задание 16–21

В каждом из следующих предложений пропущены омонимы.
Впишите в начальной форме омонимы, пропущенные в каждом предложении, в соответствующие им поля ответа. Для каждого предложения напишите только
одно слово в начальной форме. В задании омонимы представлены разными словоформами.

16. __________ учителя разобрать тему «Сложноподчинённое __________»
было встречено восторженно.

Ответ и критерии оценкипредложение (1 балл)

17. Я вложил __________ души в работу над проектом о __________ русского
языка.

Ответ и критерии оценки: частица (1 балл)

18. Это __________ пришло к нам из северновеликорусского __________.

Ответ и критерии оценкинаречие (1 балл)

19. У меня __________ не поворачивается назвать хантыйский __________
неблагозвучным.

Ответ и критерии оценкиязык (1 балл)

20.___________ как главного члена предложения в корне неверно.

Ответ и критерии оценкиопределение (1 балл)

21. В названии выдуманной организации «_______ меча и орала» есть ________.

Ответ и критерии оценкисоюз (1 балл)

Итого: 6 баллов.

Задание 22

Однажды на уроке учитель попросил записать в тетрадь фразеологизмы и составить с ними текст. Школьник В. отвлёкся и записал в тетрадь некоторые словосочетания, а затем составил с ними текст. Укажите фразеологизмы, которые диктовал учитель.
Скрипя сердцем, Василий перековал мечи, наорал на коня, из-за чего сыр и бор загорелись, после чего он наконец стал дышать на лад, но глаз поющего в пустыне всё ещё внимательно следил за ним.
а) Скрепя сердце
б) Скрипя сердце
в) Перековать меч
г) Мечи и орала
д) Сырой бор горит
е) Дышать свободно
ж) Закрыть глаза на обман
з) Глаз да глаз нужен
и) Перековать мечи на орала
к) Сыр-бор загорелся
л) Дышать на ладан
м) Глас вопиющего в пустыне

Ответ и критерии оценки: а, и, к, л, м
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов.

Пояснение: «Скрипя сердцем = скрепя сердце (1), Василий перековал мечи,
наорал = перековать мечи на орала (2), на коня, из-за чего сыр и бор загорелись
= сыр-бор загорелся (3), после чего он наконец стал дышать на лад = дышать на ладан (4), но глаз поющего в пустыне = глас вопиющего в пустыне (5) всё ещё
внимательно следил за ним».

Итого: 5 баллов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *